Привлечение внимания общественности к теме здорового питания вызвано глобальным ростом смертности, обусловленной избыточным весом и ожирением, высоким кровяным давлением, повышенным уровнем глюкозы и холестерина в крови. Питание является основой нашей жизни. Поэтому только достаточный уровень знаний потребителей о «здоровых» продуктах сможет обеспечить право потребителей на здоровое питание.
О проблемах качества наших продуктов мы беседуем с начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, главным государственным санитарным врачом по РБ в городе Салавате и Ишимбайском районе Р.Г. Багаутдиновой.
— Кто и как осуществляет надзор за качеством продовольственных товаров?
— Что касается г. Ишимбая и Ишимбайского района, надзорным органом, осуществляющим контроль качества реализуемых продовольственных товаров на потребительском рынке, является территориальный отдел Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по РБ в городе Салавате и Ишимбайском районе. Каждый житель вправе обратиться к нам с заявлением в случае покупки пищевых продуктов ненадлежащего качества. Заявления, обращения рассматриваются специалистами в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», - не более 30 дней.
Хочется отметить, что наши граждане стали гораздо лучше ориентироваться в потребительском законодательстве, заметно выросло желание и решимость защитить свои права. Так, в 2014 году в наш адрес поступило на 25% больше обращений, чем в 2013 году. Из общего количества поступивших обращений 72% составляют жалобы, касающиеся вопросов защиты прав потребителей: это покупка некачественных товаров, некачественное оказание услуг, непредоставление необходимой и достоверной информации о товарах и оказываемых услугах, заключение договоров с условиями, ущемляющими права потребителей, и т.д. В целях объективного и всестороннего рассмотрения заявлений и обращений граждан применяются лабораторные методы исследования пищевых продуктов, которые проводит аккредитованный испытательный лабораторный центр, расположенный по адресу: г. Салават, ул. Б.Хмельницкого, 70. Лабораторный центр оснащен современным оборудованием и химическими реактивами, в нем освоены новые методики исследований пищевых продуктов согласно области аккредитации.
— А какова статистика жалоб на некачественный товар?
— Анализ жалоб в сфере питания свидетельствует о том, что в большинстве обращений потребителей затрагиваются вопросы качества пищевых продуктов (11%): основной характер обращений сводился к покупке продовольственных товаров ненадлежащего качества, с истекшими сроками годности, а также касался нарушений условий хранения пищевых продуктов и оказания услуг общественного питания ненадлежащего качества (3%). По обращениям и жалобам потребителей на покупку пищевых продуктов ненадлежащего качества в 2014 году проведена 21 внеплановая выездная проверка деятельности хозяйствующих субъектов. В ходе проведения данных проверок все факты, изложенные в обращениях потребителей, подтвердились. По результатам мероприятий по надзору приняты меры административного наказания в виде штрафов. Вынесено 26 постановлений по делам об административных правонарушениях, сумма штрафов по ним составила 27000 рублей. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателя, допустившим нарушения в сфере прав потребителей, выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Исполнение предписаний взято на контроль специалистами Роспотребнадзора.
В 2014 году в ходе проведения мероприятий по надзору забраковано 15 партий пищевых продуктов и продовольственного сырья общей массой 110,4 кг по причине истекшего срока годности, реализации продуктов с признаками порчи, отсутствия сопроводительных документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность реализуемых продуктов. Удельный вес исследованных проб пищевых продуктов и продовольственного сырья, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-химическим показателям, в 2014 году увеличился и составил 4,0% против 0,7 % в 2013 году; по микробиологическим показателям увеличился и составил 3,9 % (3,5 % в 2013 г.).
Наибольший удельный вес продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, был выявлен в группах «Молоко и молочные продукты» (1,5%), «Плодоовощная продукция» (0,8%).
Не зарегистрировано случаев производства и реализации пищевой продукции, не отвечающей требованиям нормативной документации по содержанию токсичных элементов, пестицидов, микотоксинов, нитрозаминов, антибиотиков, радионуклидов.
Контроль как отечественной, так импортной продукции является актуальной проблемой и неотъемлемой составляющей в действиях по обеспечению защиты прав потребителей на качественные и безопасные товары и услуги.
— Ваши советы и рекомендации тем, кто выбирает для себя и своей семьи здоровое питание.
— Всем покупателям рекомендуем перед тем, как приобрести продукт, внимательно ознакомиться со всей информацией, имеющейся на этикетках, упаковочной таре, ярлыках и т.д. Советуем не покупать продукты у случайных продавцов, обратить внимание на соблюдение продавцом условий хранения товара (например, температурный режим хранения), проверять дату изготовления товара, срок годности. В случае возникновения сомнений в качестве продовольственных товаров требуйте у продавца документы, подтверждающие происхождение и качество товара - сертификат или декларацию о соответствии; копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат, товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям.
Реализуя свои полномочия во всех сферах потребительских правоотношений, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в городе Салавате и Ишимбайском районе рассматривает жалобы граждан о нарушении прав потребителей, консультирует их по вопросам законодательства о защите прав потребителей, анализирует договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, производителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей, и принимает необходимые действия для защиты потребителей.
По всем возникающим вопросам обращайтесь по адресу: 453252, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Б. Хмельницкого, д. 70, каб. № 3, контактный телефон: (34763)5-01-10, (34763)5-04-67.
Уважаемые потребители! Призываем вас быть бдительными! А если неприятности с покупкой все же произошли - отстаивайте свои права, боритесь с недобросовестными продавцами, поставщиками и производителями. Наша обязанность - помочь вам!
//Записал Роман Юмагильдин.