Мировой интерес к Арктике сегодня сравним разве что с интересом в 60-е годы прошлого века к космосу. Космос — это там, высоко, очень высоко, Арктика — здесь, вроде бы рядом.
Но стать ее хозяином — дело непростое. Тем не менее президент страны, он же главком, объявил о формировании совершенно нового рода войск — арктических. А?для них нужна своя, специфическая техника, своя инфраструктура, все?свое. Объявлен и?конкурс: пусть отечественные изготовители пробуют себя, ведь их немало.
Один из них — машиностроительная компания «Витязь», основанная в 1977 году в Ишимбае. Единственный в России и, надо подчеркнуть, в мире завод по выпуску уникальных гусеничных тяжелых, грузоподъемностью до 30 тонн, вездеходов-болотоходов. Образно говоря, «амфибии». Где только они не испытывались и везде сдавали экзамен на «отлично». В условиях сплошного бездорожья, болот, снежной целины, низких и сверхнизких температур российского Севера, Сибири, Арктики и Антарктиды. В условиях высоких и сверхвысоких температур пустынь Средней Азии и Аравии, сверхвысокой влажности тропиков и разреженного воздуха высоко в горах. Словом, ишимбайским «Витязям» впору выдавать на воротах завода «красные» дипломы.
Так совпало, что в декабре, когда грузовые «КамАЗы» под пристальным вниманием тысяч журналистов преодолевали пески на трассе Париж — Дакар, на Кольском полуострове стартовали два гусеничных «Витязя», не привлекая внимания средств массовой информации. Один трех-, второй тридцатитонник. Каждому предстояло преодолеть по автономному маршруту, то есть в одиночку, 500 километров в условиях заполярной «экзотики». Экзамен на выживание. Читатели «РБ» вправе знать состав обоих экипажей. В трехтоннике находились водители-испытатели Александр Мазин и Александр Зуев, их сопровождал инженер-конструктор Тимур Сафиев.
Тридцатитонником управляли солдаты срочной службы одной из воинских частей.
Сегодня в компании «Витязь» наблюдается существенный рост заказов. Предприятие объявило о наборе высококвалифицированных специалистов.
— Объем производства значительно вырос благодаря тому, что в последние годы мы последовательно занимались расширением линейки вездеходной техники, — рассказывает начальник управления персоналом Николай Зубарев. — Контракты на поставку заключаются уже на 2016 год. Объявленные против России санкции нас напрямую мало коснулись, так как комплектующие в основном отечественные. Мы были и остаемся ориентированными на российских производителей. Сегодня нам нужны опытные конструкторы, технологи, станочники. В концерне «Уралвагонзавод», куда входит наше предприятие, есть крупный, современный учебный центр. В нем повышают квалификацию те, кто зарекомендовал себя ответственным специалистом и патриотом завода. Последнее немаловажно, поскольку в обучение вкладываются значительные средства, и тратить их, не будучи уверенным, что человек будет трудиться именно у нас, нет смысла. Вообще, людей, доказавших преданность заводу в самые трудные годы, много, средний их возраст 45 лет, они костяк коллектива.
В музее трудовой славы, которым здесь очень дорожат, есть фотоснимок: из страшной болотной жижи едва виднеется крыша вездехода.
— Что, утонул «Витязь», не увидит больше белого света? — невольно вырвалось у журналиста.
— Они же не тонут, — спокойно и даже скучно произнес Николай Зубарев, сам в прошлом танкист.
— Помните, в фильме «Сибириада» Никита Михалков застревает все-таки в болоте на гусеничном вездеходе? — не унимаюсь я.
— Так тот вездеход был не нашего производства, — пожал плечами Зубарев.
Ресбаш.ру