Умением нажимать на кнопочку фотоаппарата или любого другого современного гаджета с фотокамерой сейчас овладевают чуть ли не с пеленок. А в юном отрочестве редко кто не осваивает азы работы с графическим редактором, правя неудачные снимки и приукрашивая действительность и себя любимого. Отчасти из-за этого различия между фотографом-профессионалом и любителем нивелируются, и по простому запросу в интернете вам явится «мильен красивых фоток» на все случаи жизни. Однако и поныне особняком в этом процессе всеобщей «инстаграмизации» стоят такие разновидности фотоискусства, как художественная и документальная фотография.
Несколько интересных работ из этой категории были представлены на открытии выставки пяти фотохудожников, состоявшемся в минувшую пятницу в Ишимбайской библиотеке искусств. Напомним, что эта творческая площадка на протяжении уже трех с половиной лет знакомит горожан с абсолютно разными видами и направлениями современного искусства в исполнении местных мастеров: от живописи и графики известных ишимбайских художников до «хэнд мейда» искренне увлеченных своим делом рукодельниц. Нынешняя фотовыставка под названием «Свой взгляд» объединила работы фотографов из трех городов: Алины Ягафаровой – представительницы Стерлитамака, Людмилы Григорьевой из Ишимбая, Марии Ганцевой, Сергея Бирюкова и Сергея Сергеева из Салавата. Несмотря на явную коммерческую направленность работы фотографов (большинство из представленных здесь снимков – постановочные и свадебные фото, наиболее удачные кадры индивидуальных фотосессий), в целом выставка позволяет судить об уровне профессионального мастерства авторов и дает возможность поучиться у них начинающим фотографам. По словам одного из участников проекта Сергея Бирюкова, редкие фотографы сейчас печатают свои работы, а напечатанная фотография – это нечто абсолютно иное, нежели ее виртуальный аналог: она становится полноценным произведением, зримым продуктом творчества художника.
Интересными оказались и рассуждения авторов выставки о том, как создаются ими работы в одном из самых сложных жанров – жанре фотопортрета. Должна ли модель по-актерски вживаться в предложенную фотографом роль (а мастер еще и верно подобрать эту роль, и срежиссировать ситуацию), или достаточно человеку быть непосредственно-искренним, натужно не играя и никого из себя не изображая? По мнению Людмилы Григорьевой, все мы в реальной жизни актерствуем и носим маски, и снять с человека эту маску, «вытащить» на свет божий его глубинные проявления и затаенную суть – творческая задача фотографа. Запечатлеть человека таким, каким он может быть, порой радикально противоположным своему привычному внешнем образу, – значит дать возможность познать себя. Не в этом ли и кроется основная задача искусства в целом?