Этим летом я смотрела программу «Вести Башкортостана» и узнала, что по ЕГЭ самые высокие баллы получили выпускники девяти школ города Уфы. На вопрос корреспондента о том, как они добились таких результатов, директор одной из школ ответил: «Благодаря качественному преподаванию и кружковой работе». Я сама работаю педагогом дополнительного образования, поэтому была приятно удивлена тому, что директор данной школы высоко оценил роль и кружковой работы в школе. Значит, педагоги активно работали над всесторонним развитием личности. Вот и весь секрет успеха!
Чтобы сбывались детские мечты о будущем, нужно помогать им готовить себя к нему со школьной парты. Чем раньше начать, тем лучше. А всё это осуществляется на занятиях кружков и спортивных секций.
В разнообразных кружках, секциях дети часто раскрываются гораздо полнее - развиваются такие способности, как творческое воображение, смекалка, умение быстро разбираться в сложных схемах, чертежах, самостоятельно находить оригинальные способы решения задач, анализировать, обобщать и т. д.
В процессе рисования, лепки, художественной вышивки, изготовления игрушек – самоделок дети начинают чувствовать и лучше понимать красоту линий, гармонию красок, получают представление об изяществе. «Человек творит по законам красоты», - говорил Карл Маркс. Развитие творческих способностей в труде предполагает бесконечное стремление созидать лучше и лучше, искать всё более совершенные формы работы.
Изделия, полученные в процессе работы, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворенности, уверенности в себе. Занятия в кружках у детей развивают такие качества, как терпение, выдержка, воля, умение не падать духом при неудачах, огромное трудолюбие, ответственность, исполнительность, пунктуальность.
Педагоги дополнительного образования отмечают, что те дети, которые наряду с общеобразовательной школой занимаются чем - то ещё (музыкой, изобразительной деятельностью, техническим моделированием, спортом и т. д.) в кружках, оказываются в более выгодном положении, чем остальные. Они психически более устойчивы, у них выше уровень самодостаточности, их развитие происходит более гармонично, и они быстрее духовно созревают. Немалую роль в этом играет, по – видимому, серьезное и заинтересованное отношение к человеку как к творческой и потенциально многообещающей личности. Из этого должен быть сделан вывод о необходимости изменения самого стиля отношений между педагогом и обучающимся, между родителями и детьми. Не случайно эта мысль прозвучала в пьесе А.М. Горького «На дне»: «Особливо же деток надо уважать…ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам, то жить не мешайте…Деток уважьте!»
Всем знакома русская пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь!» Но не все её применяют в жизни. Уважаемые родители, чем больше вы труда и сил вложите в своего ребенка, тем больше будет отдача – вы даже будете гордиться своими детьми и, естественно, собой!
Однако педагоги замечают, что далеко не все родители знают, в каких кружках и секциях занимается их ребёнок. Только небольшая часть отцов и матерей приходят побеседовать с руководителем кружка о том, насколько серьезно данное увлечение ребенка, соответствует ли оно его способностям, темпераменту, как поддержать его.
Заслуживают похвалы и подражания те родители, которые поддерживают интерес своих детей к различным кружкам и интерес к изобретательству и новаторству. Надо поощрять стремление детей что – то смастерить своими руками, надо выделить им уголок для работы, обеспечить нужными инструментами и материалом, дать полезный совет в организации работы, похвалить и подбодрить, когда нужно. Только практическая деятельность помогает постичь законы природы. Любая мелочь, которую ребенок научился делать своими руками, расширяет кругозор, обогащает опыт, дает толчок к приобретению новых знаний.
Дети живут и взрослеют в мире, где существует много соблазнов. Одни из них – наркомания, алкоголизм. Сегодня подростки узнают о наркотиках и алкоголе рано: из средств массовой информации, от сверстников или старших приятелей. Какие дети подвержены употреблению наркотиков? Почему начинают пить, курить, пробовать наркотики? Что сделать, чтобы помочь ребенку? Чем заняться детям в свободное от учебы время? Все эти вопросы волнуют педагогов дополнительного образования и родителей. Поэтому они стараются, чтобы дети росли и развивались гармонично, а интересы у них были разносторонние и позитивно направленные.
Хочу отметить, что в городе Ишимбае и Ишимбайском районе кружковой работой занимаются творчески работающие, талантливые, любящие свою работу и детей квалифицированные педагоги дополнительного образования. Уважаемые родители, призываю вас к сотрудничеству. Давайте вместе будем развивать и воспитывать наших детей – достойных граждан общества, будущих патриотов нашей страны. Пусть ваши дети вырастают здоровыми, жизнерадостными, талантливыми, самодостаточными, уверенными в себе людьми!
//Гузель Идрисова
педагог доп. образования Станции юных техников
педагог доп. образования Станции юных техников