Что водит рукой художника по холсту? Внезапно нахлынувшее чувство, впечатление от мелькнувшего видения, пристальное всматривание в мир вокруг? А чем пишет художник? Марк Шагал, к примеру, по парадоксальному высказыванию поэта Блеза Сандрара, «корову берет – и коровой рисует, церковь берет – и ею рисует, ногами, руками, кнутом, головами…» Обыденные вещи и явления, преломляясь в душе и сознании творца, меняют свои черты, в них рушатся физические пропорции, они насыщаются неожиданным цветом, и вновь рождающаяся на полотне реальность наполняется новым смыслом.
У ишимбайского художника Юрия Варюхина свой неповторимый «варюхинский» стиль: смесь наивного искусства (первая мысль зрителя - «И я так могу рисовать!»), постимпрессионизма (любимые художники – Поль Гоген и Анри Матисс) и экспрессионизма. Смесь, переплавленная нутром, в общем-то, непрофессионального художника, постигшего азы искусства в уникальной ишимбайской изостудии под началом Ивана Михайловича Павлова и в художественной школе. Творческий рост и становление Юрия Сергеевича как живописца и графика в дальнейшем происходили под влиянием более старших учеников-«павловцев», со временем вошедших в когорту признанных художников республики: Камиля Губайдуллина, Геннадия Немчинова, Исмагила Газизуллина, Александра Коробицына и других. В «могучей кучке» ишимбайских мастеров талант Варюхина – отдельная тема, своеобразная изюминка, а может, и горчинка, придающая общему художественному «блюду» особый неповторимый вкус.
Обо всем этом и многом другом говорилось на недавнем открытии в Ишимбайской картинной галерее юбилейной выставки Юрия Варюхина «Звезды в реке». Художник, отметивший 28 марта свое шестидесятилетие, принимал в этот день теплые поздравления от множества гостей выставки. Так, салаватцы Ринат Сайфутдинов и Лидия Кормакова, заведующая Салаватской картинной галереей, определили нынешнюю экспозицию как настоящий творческий прорыв художника: практически все работы созданы живописцем за минувшие два-три года, после прошедшей в 2010 году в Салавате персональной выставки под названием «Зеленая корова». Певец Левобережья – так окрестили художника собратья по цеху, поскольку Юрий Варюхин вырос и долгое время жил в доме на Левом берегу – впитал в себя все ракурсы, нюансы и запахи простого сельского быта. Неспешное течение здешней жизни, ежедневный крестьянский труд, распахнутые дали и природные просторы на полотнах художника обретают особую экспрессию и яркость. По словам Рафаэля Кадырова, мастер открыто и не стесняясь рисует свои обнаженные чувства, буквально выплескивая их на холст. Предельно контрастные цвета усиливают воздействие на зрителя, а малопримечательные на первый взгляд зарисовки окружающей жизни получают бьющую через край эмоциональную окраску.
«Родное», «Белая река», «Тайрук» - привычные с детства пейзажи под кистью художника окрашиваются в невероятные цвета, словно брызги от первородного вселенского взрыва до сих пор расплесканы по всему, ныне живущему. Цепкий взгляд творца способен видеть то, что не видят другие, и мир вокруг именно ему открывается самым невероятным, порой мистическим образом. Неслучайно во время презентации выставки Геннадий Немчинов припомнил случай, произошедший с ним в заповедных «варюхинских» местах. Раз отправившись порыбачить на небольшое озерцо, к которому спускался огород Юрия Сергеевича, гость отплыл от берега и битых два часа «клевал носом» над водой. Неожиданно небо затянулось грозовыми тучами, пошел крупный град, а иссиня-черную тьму горизонта вдруг озарило бьющее в небо пламя горящего дома. Фантасмагория этой картины оставила яркий след в душе незадачливого рыбака и проницательного человека- и послужила отличной иллюстрацией к творческому стилю автора выставки. Выставки, которая получилась искренней, глубокой и настоящей. И которую обязательно стоит увидеть. С юбилеем Вас, Юрий Сергеевич! Ищите, дерзайте, творите!