Нынешний учебный год стал вторым по счету годом внедрения в начальную школу новых
Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Их введение, по мнению разработчиков, должно во многом изменить жизнь учащихся. Как заявлено на сайте Минобрнауки РФ, «речь идет не только о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий, но и о создании открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во внеурочное время. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов».
На прошлой неделе в Ишимбае состоялась республиканская научно-практическая конференция по реализации ФГОС начального общего образования (1–4-е классы). В ходе конференции учителями начальных классов гимназии №1, лицея №12, СОШ №2, 11 и 19 были проведены открытые уроки для коллег-педагогов из разных районов республики, демонстрирующие внедрение образовательных стандартов в процесс обучения. Корреспондент нашей газеты побывала на одном из таких занятий во 2-м классе школы №19 и узнала, что современным малышам уже под силу самим добывать знания, исследовать мир вокруг и совершать настоящие открытия при создании собственных проектов.
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Так назывался проект, над которым второклассники трудились в течение целого месяца. Разбившись на группы: «Юные исследователи», «Юные поэты и писатели», ветеринары, художники и корреспонденты (безусловно, тоже юные!) – ребята всесторонне изучили многогранные аспекты сосуществования человека и домашнего животного. И уже на уроке - презентации проекта под руководством опытного наставника Марзии Рахматуллиной смогли поделиться с одноклассниками самостоятельно добытыми знаниями.
Юные исследователи поведали о приручении людьми диких животных, о том, каким «профессиям» обучил меньших братьев человек разумный, а самый пытливый из изыскателей по имени Всеволод даже разработал индивидуальный проект, в ходе которого провел настоящий соцопрос среди одноклассников и серию интереснейших наблюдений за своими домашними животными (кошкой, собакой и морской свинкой). Юные поэты прочли трогательные стихи собственного сочинения о домашних любимцах, ветеринары рассказали и показали, как ухаживать за питомцами, художники подготовили выставку-вернисаж творческих работ, а корреспонденты представили серию заметок и фотографий о четвероногих друзьях. И, разумеется, главной темой проекта стала проблема бездомных животных: ребята не только подсчитали, сколько несчастных скитальцев живет вокруг, но и сфотографировали многих из них, а также постарались узнать о судьбе брошенных кошек и собак (есть ли у тех потомство, кто из жителей ближайших домов их подкармливает) и хоть как-то помочь им, о чем и написали в дневниках наблюдений. Настоящую бурю эмоций вызвал у детей приход волонтера Кристины Мжельской из ишимбайской группы помощи животным «Четыре лапы» - девушка уже была гостьей второклашек, а сегодня принесла с собой кошечку, чьей судьбой малыши оказались очень обеспокоены в прошлый раз. К белому пушистому комочку, чья шкурка все еще была покрыта желтыми пятнами от лекарств, потянулись десятки детских рук – каждый хотел погладить спасенное добрыми людьми живое существо. И на прозвучавший в конце этого необычного урока вопрос: «Имеют ли животные такое же право на жизнь, как человек?» - ответ для каждого стал простым и очевидным.
Сам проект, деятельность учащихся и работа учителя заслужили высокую оценку со стороны присутствовавших на уроке педагогов – делегатов конференции, в том числе заведующего кафедрой теории и методики начального образования Института развития образования РБ Сергея Пичугина. Сергей Сергеевич подчеркнул, что проектная деятельность ребят переросла в настоящую благородную акцию помощи животным, в которую оказались вовлечены и сами школьники, и их ближайшее окружение. Гармоничное трехстороннее сотрудничество педагогов, учеников и родителей – залог успеха в обучении и воспитании каждого ребенка.
— Я всегда работала по новаторским методам, поэтому перестраиваться на работу по новым образовательным стандартам было несложно. Обучающие программы хоть и разные, но все они связаны между собой, так как в них есть традиционно единая основа – это развивающий характер обучения, творческий подход к построению урока, индивидуальный личностный рост каждого ученика. Конечно, сейчас увеличился объем документации, много времени учитель затрачивает на планирование, разработку рабочих программ, но зато потом по ним легче работать, поскольку знаешь, над чем и как будешь работать. Новым в подаче материала стало научить ребенка самостоятельно добывать знания, научить учиться. Учитель перестает быть «транслятором» знаний, он не выдает классу готовый правильный результат, как это было раньше, а мотивирует и направляет коллективную, групповую и индивидуальную деятельность учеников, в том числе проектную и проектно-исследовательскую деятельность. В работе над проектами в рамках программы по «Окружающему миру» нам хорошо помогают преподаватели Детского эколого-биологического центра, за что им большое спасибо!