Тем, кто хоть иногда наведывается на источник святой Варвары близ села Скворчиха, хорошо заметны изменения, происходящие в здешних местах прямо на глазах. Облагороженный родник с купальней, часовенка, летний алтарь и главное – устремленные в поднебесье стены строящейся церкви – всё это свидетельствует о развитии духовной обители, освященной именем почитаемой в наших краях блаженной старицы.
Мы приехали в это благодатное место по приглашению старосты Салаватской епархии Виктора Кобелькова, руководящего здесь всем строительством, и матушки Веры, старшей монахини Скворчихинского скита, которая любезно согласилась ответить на наши вопросы.
— Матушка Вера, как происходит сбор средств на строительство храма и прочих религиозных сооружений в здешних местах?
— Храм строится на пожертвования - люди посещают не только святой источник, но и приходят в нашу церковь, где находятся мощи Варвары Васильевны. Когда мы приехали сюда несколько лет назад, здесь практически ничего не было: молельный дом да деревянная часовенка на источнике, которую сейчас перенесли на место того самого сарайчика, в котором блаженная провела в затворе 36 лет. И вот на пожертвования прихожан, паломников развернулось такое строительство – это же чудо, настоящее чудо!
— Матушка, расскажите немножко о самой святой Варваре – имя ее в наших краях хорошо известно, но, быть может, не каждый знаком с ее подвижническим подвигом.
— Ее подвиг очень схож с житием Ксении Петербуржской. Варвара родилась в конце 19 века в семье священника, очень рано осталась сиротой, воспитывала ее бабушка-просфорница. Окончив Уфимское епархиальное женское училище, Варвара Васильевна работала учительницей начальных классов в сельских школах. Она была маленькая ростиком, худенькая, очень аккуратная, собранная, требовательная к себе и другим. Ее любили все – и дети, ее ученики, и взрослые, потому что от нее исходило тепло, лился свет. В 20-х годах Варвара Васильевна выбрала местом своего проживания Скворчиху, поскольку здесь долгое время не закрывалась церковь. Во всех школах, где преподавала, она обучала детей закону божию, водила ребят в храм. Но как только от педагогов потребовали учить детей тому, что Бога нет, Варвара Васильевна стала возражать, говорила: «А куда же Он делся? Вчера Он был, сегодня есть, а завтра не будет?». После чего выкинула столы и табуретки вверх ногами, как бы показывая, что жизнь поставлена с ног на голову, обернула голову красным платком, мол, красное безумие овладело умами людей, и больше в школу не возвращалась. Приняв на себя подвиг юродства, блаженная спустя какое-то время поселилась на краю села в заброшенной овчарне и стала вести затворнический образ жизни. Она жила без тепла и света, летом спала на земле, зимой - в снегу на соломе, претерпевая и летний зной, и холод пятидесятиградусных морозов в полуразвалившемся сарае. О времени и обстоятельствах своей кончины старица знала заранее, о чем сообщила верующим. 26 февраля 1966 года в сарае, где она жила, случился пожар, блаженную вытащили из огня, но, несмотря на несильные ожоги, на следующий день Варвара Васильевна умерла и была похоронена на кладбище в Скворчихе.
— При жизни знали о ней люди, обращались за помощью, советом?
— Люди к ней всегда приходили: прослышав о ней, пешком шли из разных мест - и верующие, и неверующие, когда у них беда случалась. У Варвары был великий дар прозорливости, она видела на много лет вперед, что с человеком будет. В житие этого нет, но об этом случае нам рассказывал схиархимандрит Серафим (Томин). Он живет в Оренбурге, до этого много лет проживал в монастыре на Афоне. Когда ему было 17 лет, он вместе с другом приходил к старице Варваре из Оренбурга. Рассказывает, что пока шел, столько всего передумал, что спросить у блаженной, а как пришел, растерялся и, не зная, что спросить, просто попросил у матушки благословения. А та взглянула на юношу строго так и говорит: «Ходят тут разные, благослови его! Кто я такая, афонского старца благословлять?»
Варвара Васильевна не всякого человека принимала, не со всяким разговаривала, поскольку знала наперед, кто с чем пожаловал. А вот детей любила – они к ней бегали, и даже из Ишимбая прибегали, как вспоминают сейчас некоторые. К детям она даже выходила, сидела с ними возле домика, беседовала, а так из затвора она не выходила, с посетителями разговаривала через дверь. По ночам молилась на источнике – по ее молитвам и забил этот целебный родник. Поэтому и должен стоять здесь храм в ее честь – на этом самом месте, где жила и совершала свой духовный подвиг блаженная.
— Как желающие помочь скорейшему возведению храма в честь святой Варвары Скворчихинской могут поучаствовать в этом благом деле?
— Мы принимаем пожертвования и здесь, и на источнике, и в открытой недавно церковной лавке в торговом центре «Ишимбай». Кроме того, любой желающий может приобрести специальный «именной» кирпичик, на котором пишется имя благотворителя и который будет вложен в стену строящегося храма. Все ваши добрые имена прочтутся и добрые дела зачтутся Всевышним.