Отстаивать высокий уровень социального престижа профессии «учитель» сейчас возьмется только самый отчаянный оптимист. Бесспорным же в полемике о возврате былого авторитета учительскому труду остается лишь извечный постулат о профессии педагога как о призвании – призвании самоотверженном и благородном. В канун праздника, отложив до поры до времени дискуссионные копья и сметя в угол целый ворох проблем современного образования, хочется поговорить о хорошем. О том светлом, что для каждого из нас несет в себе образ доброго, мудрого и справедливого наставника.
Первым учителем называют Анастасию Ивановну Корягину множество мальчишек и девчонок, перешагнувших в свое время гостеприимный порог лицея №12. Вот уже сорок лет ее слово и жест, ее взгляд и внимание, поощрение и порицание становятся для юных воспитанников мерилом их достижений, правильности поступков и верности суждений. О том, как складывалась профессиональная и личная судьба педагога, за плечами которого столь внушительный опыт работы, мы беседуем с Анастасией Ивановной накануне Дня учителя.
— Начинала я свою работу в малокомплектной школе поселка Шихан, учила ребятишек с первого по четвертый класс. Потом вышла замуж, перебралась в Ишимбай, и с 1972 года преподаю здесь, в двенадцатом лицее. Кстати, моя дочь Татьяна вот уже двадцать лет работает в этой же школе, так же, как и я, ведет начальные классы. Так что у нас образовалась своя учительская династия!
— Ваша дочь с детства видела изнанку учительской профессии, значит, ее не испугала перспектива стать педагогом?
— Жизнь в школе для нее была привычной, она частенько сидела на задней парте, подрастала вместе с моими учениками. Правда, вначале она хотела стать врачом, но на семейном совете тогда еще маленький братишка сказал: «Ладно, Танечка, ты будешь, как мама, а я – как папа». Наверно, эта фраза в какой-то мере и стала определяющей.
— Работая с самыми маленькими школьниками, Вы на протяжении стольких лет могли прослеживать, как меняются дети и их родители. Получается, что сейчас перед Вашими глазами - сорокалетняя история разных поколений.
— Да, сейчас ко мне приводят уже внуков моих бывших учеников… Я вижу изменения, и вот в каком плане. Раньше родители были более ответственными, слово учителя почиталось, было в приоритете. Теперь же многие родители считают себя всезнающими, всесторонне образованными, и мнение некоторых о себе чрезмерно завышено. Признаюсь, с детьми гораздо легче работать, чем с контингентом родителей. И по детям сразу видно, какое в семье отношение к учителю…
У ребятишек же сейчас на первом месте – телевизор и телефон с играми. А чтение как основа развития речи отходит на второй план. Дети в общей своей массе мало читают, отсюда и проблемы с обучением. Хотя, признаюсь, нам всегда кажется, что раньше, там, далеко, всё было прекрасно. На самом деле, сейчас дети очень хорошие. Много детей артистичных, успевающих и учиться, и кружки различные посещать. Я их всех люблю, и все они для меня замечательные. Порой приходится слышать от знакомых: «Как Вы работаете в школе? Это же сущий ад!» Я отвечаю: «Ад для тех, кто не любит детей!»
— А самому учителю не сложно ли успевать за своими продвинутыми учениками?
— Сложновато, конечно, но иначе отстанешь от времени. Вот и приходится постоянно быть на уровне, во всех отношениях поспевать за ситуацией – овладевать компьютером, различными программами.
— Анастасия Ивановна, как распознать в ребенке с первых школьных шагов его способности, наклонности, вырастить будущую яркую звездочку?
— Признаюсь, распознать непросто. Порой приводят ребенка без особых умений, но я всегда говорю, что трудолюбием можно добиться гораздо большего, нежели заложенными от природы способностями. Если нет усидчивости, дисциплинированности, требовательности к себе, внимание «хромает», то и способности в течение первых школьных лет могут куда-то улетучиться. Некоторые родители говорят: «Мой ребенок и читает, и пишет – что он в школе будет делать?» «А разве в школе учат только этому?» - отвечаю я им…
Вспоминается мой первый гимназический класс – очень был сильным. Такой вот яркой звездочкой, настоящим вундеркиндом был один мальчик, Антон Скорняков. Над его вопросами я порой даже терялась и, прежде чем что-то ответить, говорила: «Подожди немножко, я подумаю», а сама искала нужную информацию в книгах, листала энциклопедии. За ним тянулись и все остальные ребята в классе. Сейчас подобных «звездочек» маловато.
— Как Вы находите подход к таким разным ребятишкам? Иногда кажется, что к кому-то - просто не подступишься…
— Первое условие – полюбить ребенка таким, какой он есть: не делать из него идеал, принять его со всеми проблемами. А после надо найти в нем что-то хорошее, за что можно уцепиться, и потихоньку раскрутить эту спиральку хорошего. Чем больше находишь положительного, тем быстрее он сам привыкает к хорошему в себе, да еще и другим старается показать. Надо обязательно заметить эти изменения, похвалить, отметить даже незначительный успех. Похвала ребенку дороже всего: не порицание, не наказание, а именно похвала. И мы с ним обязательно подружимся – в этом и есть любовь учителя к детям.
Когда выпускаю класс, говорю своим ребятам: «Если спустя годы вы встретите меня, старенькую, седовласую, если остановитесь и обратитесь ко мне – я буду очень, очень рада!» Так и происходит в жизни: мои ученики, у которых уже свои дети и внуки, меня не забывают… В этом и есть счастье учителя!