Грешнякова Татьяна | 06 марта 2012
Не доиграться до беды!
Поводом для написания этого материала послужил вопрос, присланный на сайт нашей газеты в раздел «Народный репортер». Признаемся честно, сами мы, при всей своей «подметчивости», эту проблему еще ни разу не освещали – быть может, в силу ее новизны для нашего города. Просьбы прокомментировать сложившуюся ситуацию вызвали некую растерянность даже у компетентных лиц. Но – обо всем по порядку. Вопрос, обращенный к редакции, звучал так:

«Сейчас много платных игровых уголков - в торговых центрах, кафе, кинотеатрах. Родители платят деньги, а кем или чем гарантируется сохранность ребенка при нахождении в таком "уголке детства"? При том что никаких документов, как правило, в этих местах не ведётся (ну не считать же документом тетрадку по учету времени, которое ребенок провел в уголке) Лиана».

Прочитав сообщение, мы призадумались. Действительно, вопрос о детской безопасности никогда и никого не оставлял равнодушным. Где бы ни случилось несчастье с ребенком – в родном доме, детском саду, летнем лагере, аквапарке - тотчас же острой болью оно откликается в сердцах наших сограждан и неизменно вызывает вопрос: «Кто виноват?» Виновными всегда оказываются взрослые. С родителями, проявившими преступную беспечность, оставив малыша без присмотра, вопрос более-менее ясен – все последствия беды оказываются на их совести. А вот в случае халатности человека постороннего, берущего на себя ответственность за жизнь и здоровье чужих детей, вопросы наказания и компенсации вреда, как правило, решаются крайне болезненно. И первое, что приходится делать родителю, - доказывать, что во время ЧП этот самый другой человек нес официальную ответственность за вашего ребенка. Как выяснилось, получить хоть какие-то доказательства и гарантии во время пребывания ребенка в так называемых «игровых комнатах» весьма и весьма проблематично.

Заручившись сведениями из «Закона о защите прав потребителей», я отправилась посмотреть, какие правила предоставления услуг действуют в «игровушках», вывешены ли они на всеобщее обозрение и выдается ли родителям хоть какой-то документ – чек или квитанция, подтверждающий оплату услуг. Первым делом посещаю развлекательный уголок в крупном торговом центре Ишимбая. На вид всё замечательно – симпатичной расцветки коврик, удобная детская мебель, яркие игрушки, огороженный сеткой спортивный городок с мягкими матами, горками и прочими вполне безопасными на вид сооружениями для прыганья, лазанья и кувырканья. Впрочем, претензий к безопасности подобного рода оборудования у меня нет – все они наверняка прошли соответствующие испытания и имеют необходимые сертификаты качества. Осмотрев стены в поисках нужной для потребителя информации и не найдя таковой, обращаюсь с расспросами к администратору, пожилой женщине, мирно вышивающей крестиком в отсутствие маленьких посетителей. Мои вопросы в общей сложности сводились к двум: с какого возраста ребенка оставляют в игровой комнате одного, без надзора мамы-папы, и получают ли родители на руки документ, где прописано, что малыш в такое-то время находился именно здесь и ответственность за его безопасность в это время возлагалась на персонал «игровушки». В ответ я услышала следующее: детишек в комнату принимают примерно с полутора лет, оценивать условия безопасности пребывания здесь своего ребенка должны сами родители, администратор (она же «нянечка», следящая за детьми) записывает в тетрадку имя и фамилию ребенка, время, когда он поступил (оплата в комнате поминутная) и номер телефона родителей на всякий непредвиденный случай, к примеру, если малыш закапризничает. Никаких чеков или квитанций об оплате услуг родителям не выдается, поскольку применение кассовых аппаратов при ведении данного вида предпринимательской деятельности необязательно. На мой вопрос, кто ответит в случае, если с ребенком что-то случится, женщина развела руками: «А что с ними здесь может случиться?» - и назвала номер телефона предпринимателя, владельца данного уголка, которому я и могу более подробно адресовать все имеющиеся вопросы.  

Дежавю ожидало меня при посещении другого детского развлекательного комплекса - в кинотеатре «Икар». В первом часу дня он еще был закрыт, но никакой наглядной информации для потребителей там также не оказалось. Единственным отличием подобных «игровушек», на мой взгляд, является то, что в торговых центрах родители, оставляя детей резвиться, спокойно отправляются за покупками, а в кафе и кинотеатрах мамы и папы, по всей вероятности, сидят поблизости за столиком и имеют возможность следить за малышами, разделяя ответственность за их безопасность с персоналом детского уголка.
В тот же день я связалась по телефону с владелицей игровой комнаты в ТЦ Земфирой Хисматуллиной. К чести предпринимательницы, она с должным вниманием отнеслась к высказанным вопросам и претензиям, пояснив, что детский уголок она открыла недавно, дело это и для нее оказалось новым, а возникновение подобных вопросов стало вполне ожидаемым. Итогом нашей беседы стало заверение, что в игровой комнате в ближайшем будущем появится вся необходимая информация, включающая и Правила посещения, которые определят, к примеру, дети какого возраста должны находиться в развлекательном комплексе под непосредственным наблюдением со стороны родителей. Забирая ребенка, родители будут получать квитанцию об оплате услуг, исходя из времени, проведенного здесь малышом. Однако, по мнению Земфиры Равилевны, каждый родитель должен сам определять уровень безопасности «игровушки» для своего ребенка – исходя из степени самостоятельности малыша, его состояния здоровья, хронических заболеваний. «В игровых комнатах крупных столичных торговых центров родителей обязывают заполнять анкеты, где они указывают подробную информацию о ребенке, - говорит Земфира Равилевна. – У нас же проводить подобное анкетирование нет резона – детей бывает немного, и проводят они в нашей комнате не слишком много времени. Один работник – воспитатель вполне справляется с присмотром за детьми».

Подобный ответ, конечно, не разрешил всех наших сомнений, поскольку так и не определил четких границ ответственности, бо?льшую часть которой владельцы игровых комнат по-прежнему перекладывают на родителей. Когда мы обращались за советами к специалистам по охране прав потребителей, первой реакцией было: «А что случилось?» Слава богу, пока ничего, - отвечали мы. Но разве стоит дожидаться беды, если можно  заранее задуматься над резонным «Кто в ответе?» вместо того чтоб впоследствии обреченно искать «Кто виноват?».

P.S. Буквально через несколько дней в игровой комнате торгового центра появился уголок с информацией и «Правилами посещения детской игровой комнаты». Вот некоторые пункты их них, относящиеся к предмету нашего разговора:
«3.2 В детскую комнату приглашаются дети с 2 до 10 лет. Необходимо оставить данные:  ФИО ребенка, контактный телефон родителя, время начала и конца посещения, возможность предоставления определенных напитков.
3.3 Привести и забрать из детской комнаты по истечении срока имеет право лицо, зарегистрированное в журнале посещений. В Детской комнате может находиться один взрослый, сопровождающий ребенка, при этом необходимость нахождения вместе с ребенком определяется сопровождающим взрослым, исходя из уровня самостоятельности ребенка, а также мнения сопровождающего лица о состоянии безопасности пребывания ребенка в детской комнате».


Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию специалиста – эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в городах Салават, Ишимбай и Ишимбайском районе Александра Анатольевича Бычкова:

«Применительно к описанной вами конкретной ситуации, считаю необходимым обратить  внимание на следующие моменты:
Услуги по размещению детей в детской комнате оказываются физическим лицам для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, такие отношения регламентируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон), а также Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 (далее — Правила).

П.1 ст. 9 Закона, п.2 Правил гласит: исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске.
Исполнитель - индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа. Кроме этого, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке, применительно к услугам по размещению детей в детской игровой комнате, должна содержать:

- сведения об основных потребительских свойствах услуги;
- правила и условия эффективного и безопасного использования услуг;
- информацию о правилах оказания услуг;
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), информацию о нем;
- цену в рублях и условия приобретения услуг.


П.4 Правил подразумевает, что оказание услуг по размещению детей в детской игровой комнате в обязательном порядке оформляется договором в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:

- фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации - исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
- вид и цена услуги (работы);
- отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
- даты приема и исполнения заказа;
- другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг;
- должность лица, принявшего заказ на услуги, и его подпись, а также подпись потребителя.


Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.
Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п.
Необходимо отметить, что гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный работником организации третьим лицам, несет организация в силу положений ст. 1068 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). В данном случае лицу, предъявляющему требование о компенсации ущерба, необходимо подтвердить причинно-следственную связь между действиями администратора детской игровой комнаты и причиненным вредом, а также наличие вины причинителя вреда (ст. 1064 ГК РФ). В соответствии со ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона у потребителя услуги также возникает право требовать возмещения морального вреда (за физические или нравственные страдания), причиненного в результате неправомерных виновных действий представителей организации.

Кроме того, в случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей предусмотрена ответственность в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации. В каждом конкретном случае необходимо устанавливать в действиях (бездействии) администраторов детской комнаты наличие состава преступления, предусмотренного соответствующими статьями УК РФ».


Календарь событий
13 мая 2016 состоится первенство Ишимбайского района по шашкам среди мальчиков и девочек не старше 2008г.р. «Кубок надежды»
06 мая 2016 пройдет легкоатлетическая эстафета по улицам города среди предприятий, организаций, сельских советов, учебных заведений, посвященная празднованию 71-ой годовщины со Дня Победы в ВОВ
04 мая 2016 в Уфе начнется XXXVII Всероссийский традиционный Мемориал по боксу, освященный памяти Дважды героя Советского союза М.Г.Гареева
02 мая 2016 село Кушнаренково примет у себя II этап VIII Спартакиады учащихся РБ по велоспорту среди юношей и девушек 2001-2004 гг.р.
29 апреля 2016 «А на последок я скажу» - поэтический вечер, посвященный 75 летию поэтессы Беллы Ахмадллиной пройдет в Доме культуры «Йондоз»
25 апреля 2016 в библиотеке №27 состоится «Чернобыльский бумеранг», посвященный к 30-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС
22 апреля 2016 в Ишимбайском Дворце культуры пройдет концерт ансамбля восточного танца «Жемчуг»
20 апреля 2016 Ишимбайский Дворец культуры примет зональный конкурс театральных представлений, посвященный Победе в ВОВ в рамках Года российского кино
19 апреля 2016 Ишимбайский ДК покажет спектакль татарского драмтеатра г.Туймазы
Читайте также
Пример для подражания
Начало мая дарит нам такие замечательные праздники, как Праздник труда, День Победы, Международный день семьи. Но есть в Ишимбае семья, для которой эти праздники играют особую роль
Солдат не умрет, пока память живет
5 мая в библиотеке искусств состоялась презентация книги одного рассказа Геннадия Немчинова «Война Василия Виденеева»
Библионочь-2016
22 апреля в Ишимбае, как и во многих городах России, в рамках ежегодной социально-культурной акции в поддержку чтения прошла «Библионочь-2016»