Тонкая Галина | 01 июня 2011
Водитель VS Пешеход
"
Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют  большую  часть
человечества...
Надо  заметить,  что   автомобиль   тоже   был   изобретен
пешеходами.  Но  автомобилисты  об  этом  как-то  сразу забыли.
Кротких  и  умных  пешеходов  стали  давить.  Улицы,  созданные
пешеходами,  перешли  во  власть автомобилистов. Мостовые стали
вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли.  И
пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов...
И  только в маленьких русских городах пешехода еще уважают
и любят. Там он еще является хозяином улиц,  беззаботно  бродит
по  мостовой и пересекает ее самым замысловатым образом в любом
направлении.
.
."

Илья Ильф и Евгений Петров "Золотой теленок",  1929 г.


Взаимоотношения между пешеходами и водителями в Ишимбае не отличаются дружелюбием и обоюдной вежливостью – это, к сожалению, бесспорный факт. С одной стороны, любой человек, который довольно часто гуляет по улицам города, заметит, что пересекать дорогу на пешеходном переходе бывает довольно опасно. Потому что автомобилисты далеко не всегда пропускают идущего, норовят проскочить мимо него, чуть ли ни наезжая на ноги, или же пугают пешехода ревом мотора, дабы человек поскорее освободил им проезд. С другой стороны, и среди самих пеших есть не вполне адекватные люди, которые наперекор всем правилам дорожного движения могут выскочить на дорогу, когда и где им вздумается.
Проблема отношений между пешими и «конными» очень обширная. Поэтому в данном материале мы будем говорить только о небольшой, но очень важной и актуальной ее части: о нарушениях на пешеходном переходе.

... А как у других?

Вообще, на написание материала на данную тему меня вдохновил один случай. В начале мая мне довелось побывать в небольшом городе на краю Башкирии – в Учалах. Во время прогулок я по своей «ишимбайской» привычке (а на наших дорогах я привык к тому, что лучше не уповать на ПДД и на пешеходных переходах пропускать все идущие автомобили) я вставал у дороги и ждал, пока проедут все машины. Но, к моему удивлению, в 100% случаях водители притормаживали и пропускали меня сами! Они ждали, пока я спокойно, без спешки, перейду дорогу, и только потом продолжали движение. Сначала я подумал: «Ну, не может такого быть! Это, наверное, странное совпадение! Мне попросту посчастливилось встретить несколько вежливых водителей!». Удивившись такому контрасту между нашими и учалинскими водителями, я уточнил у друга, коренного жителя, правда ли, что подавляющее большинство автомобилистов в Учалах отличаются вежливостью? Он ответил, что уже лет пять переходит дорогу, не боясь, что кто-то его подрежет, обрызгает или не пропустит. К сожалению, мне не удалось выяснить, в чем причина такого феномена. Но я заинтересовался, почему же в Ишимбае такое огромное количество автовладельцев не приучены к элементарной культуре вождения.  
По возвращении в Ишимбай, для начала было решено провести маленький эксперимент. Все мы знаем, что в ПДД были внесены изменения, которые стали больше защищать права пешехода. Так вот, я встал у «зебры» в тот момент, когда впереди ехали четыре машины. Сделал шаг на переход (по правилам водитель должен затормозить и пропустить пешехода), но первая машина меня не пропустила и пронеслась мимо. Не останавливаясь, сделал второй шаг - следующая тоже не пропустила; сделал третий – так и третья машина не уступила мне проход. Когда с четвертым шагом я оказался уже на середине дороги, последний автомобиль на большой скорости просто меня обогнул, проехав рядом на расстоянии всего в 30 сантиметров. Кто-то может сказать: «Ты сам виноват! Переходи дорогу уверенно, а не по коротким шажочкам!» Однако очень важно, что ни в одном из 4-х случаев водители не дали мне шанса нормально осуществить переход, поскольку никто даже и не думал сбрасывать скорость.
Обвинять водителей в наглом поведении я не спешил, хотя и вежливым его тоже назвать было трудно. Дело в том, что данная «зебра» не оснащен знаком «Пешеходный переход». А сама разметка была настолько «облезлой», что ее вполне могли не заметить. Вот и получается, что те четверо автомобилистов формально закон не нарушили. Темы «вежливости водителей» и «разумности пешеходов» в связи с этим ушли для меня на второй план, и исследование получило совсем иное направление.

Город без Проекта

Во время очередной прогулки по городу выяснилось, что большинство пешеходных переходов не соответствуют госстандарту: многие не оснащены знаками, хотя это было бы логично, учитывая, что зимой разметку не видно; зебра повсеместно стерта.
Когда начал выяснять, почему такие важные элементы организации дорожного движения не соответствуют ГОСТу, я обратился к директору ГУП РБ «Баштранссигнал» Александру Ипполитову, который отвечает за все работы, связанные с нанесением разметки, а теперь и установкой знаков. Вот как он прокомментировал данную ситуацию:
«Разметка довольно быстро стирается по той простой причине, что дорожное полотно очень некачественное. Покраска производится только 2 раза в год. К тому же, перед покраской далеко не всегда мы имеем дело с очищенным асфальтом: по договору мы не обязаны подготавливать дорогу к покраске, этим должен заниматься заказчик, то есть администрация городского поселения. Данный  пункт контракта практически никогда не выполняется. А сами мы чистить дорогу не можем, у нас нет соответствующей техники».
При том, что существующая разметка постоянно стирается, самих пешеходных переходов в Ишимбае крайне мало. В разговоре с главой администрации городского поселения Сергеем Никитиным, нам удалось выяснить, что в Ишимбае, по словам мэра,  не существует и не существовало Проекта организации дорожного движения (ПОДД). Вообще, данный документ призван полностью регламентировать расположение всех средств ОДД на территории любого города. В нем с большой скрупулезностью должны быть обозначены, в том числе, и все пешеходные переходы, необходимые для удобства и безопасности граждан. Вместе с этим, Сергей Никитин отметил, что разработка ПОДД начнется только в этом году, и в бюджет уже заложена соответствующая статья расходов.
А пока де-факто мы имеем такую ситуацию: большинство пешеходных переходов не соответствует ГОСТу по многим параметрам; «зебры» присутствуют далеко не во всех местах, где они необходимы, особенно это касается некоторых опасных участков дороги (например, возле БРГИ №2, где был в прошлом году сбит школьник), а также мест с оживленным движением людей (ТЦ «Ишимбай», к примеру).
Более подробно о недостатках организации дорожного движения в Ишимбае нам рассказал и.о. начальника ОГИБДД ОВД Станислав Привалов:
«Разметка в городе наносится периодически, но при этом поддержание её в состоянии, отвечающем требованиям государственных стандартов, не производится.
На территории города Ишимбай была осуществлена проверка регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов, в частности, у детских образовательных учреждений. И было установлено, что дорожная разметка, обозначающая пешеходные переходы, нанесена только на центральных улицах города и возле некоторых детских образовательных учреждений. Также были выявлены следующие недостатки: имеется необходимость в дополнительном  обустройстве пешеходными переходами микрорайона «Южный» - на улицах Стахановской, Советской, Докучаева, З. Валиди; в местах большого скопления людей - ТЦ «Ишимбай».
ОГИБДД ОВД по Ишимбайскому району и городу Ишимбай уже неоднократно выносило ряд предложений по организации дорожного движения города Ишимбай, требующих незамедлительного принятия решения:
• необходимость установки светофорных объектов на следующих аварийно-опасных перекрестках:
           а) перекресток ул. Губкина - Бульварная;
           б) перекресток ул. Докучаева - Уральская;
• обустройство пешеходных дорожек (тротуаров):
        а) ул. Геологическая, от перекрестка с ул. Гагарина до перекрестка с ул. Б. Хмельницкого;
б) ул. Промысловая, от перекрестка с ул. Пролетарская до перекрестка с ул.              
      Красноармейская;
        в) ул. Красноармейская до ул. Гагарина;
        г) ул. Лермонтова, от перекрестка с ул. Докучаева до перекрестка с ул. Машиностроителей.
       Однако данные мероприятия, не выполнены по сей день. В целях создания юридической основы, исключения жалоб граждан, качественного и правильного выполнения работ по применению технических средств организации дорожного движения, необходимо принять безотлагательные меры для решения вопросов по разработке Проекта организации дорожного движения в городе Ишимбай, с привлечением специализированных проектных организаций».

Истина где-то рядом

Неразбериха с пешеходными переходами, конечно же, это только одна сторона проблемы. Пусть и очень существенная. Ведь для того, чтобы люди не «бросались» под колеса автомобилей, а сами водители уважали права законопослушных пешеходов, недостаточно просто изрисовать весь город «зебрами» и понаставить к ним соответствующие знаки. При наличии Проекта и его грамотной реализации, необходимы еще и постоянный, повсеместный контроль со стороны сотрудников ГИБДД за соблюдением ПДД и беспощадное взимание штрафов за нарушения и с пеших, и с «конных». Только в этом случае участники дорожного движения перестанут задумываться о том, кто на дороге прав, а кто виноват, кто вежливый, а кто наглый. И просто начнут действовать в рамках ПДД, причем не из вежливости, а из целей экономии своих денег.
Такой настолько эффективной работы ГИБДД мы, к сожалению, не наблюдаем, и быть может по той простой причине, что штат госинспекции становится все меньше. К тому же работу инспекторам значительно осложняет не вполне грамотная организации дорожного движения. Камеры наблюдения на дорогах могут стать хорошим подспорьем в работе, и у сотрудников ГИБДД появится возможность лучше контролировать ситуацию на дрогах. По словам и.о. начальника ОГИБДД ОВД Станислава Привалова, в Ишимбае уже в скором времени будут установлены несколько таких полезных аппаратов.

Начиная данное исследование, я скорее ожидал, что мне предстоит поглубже окунуться в психологию людей, попытаться понять, чем руководствуются на дороге водители, а чем – пешеходы, найти какую-то особенность в менталитете ишимбайцев. Но корень проблемы, по большому счету, оказался намного ближе к поверхности – в кабинетах администрации города и ГИБДД.

Вадим АБДУЛЛИН
Календарь событий
13 мая 2016 состоится первенство Ишимбайского района по шашкам среди мальчиков и девочек не старше 2008г.р. «Кубок надежды»
06 мая 2016 пройдет легкоатлетическая эстафета по улицам города среди предприятий, организаций, сельских советов, учебных заведений, посвященная празднованию 71-ой годовщины со Дня Победы в ВОВ
04 мая 2016 в Уфе начнется XXXVII Всероссийский традиционный Мемориал по боксу, освященный памяти Дважды героя Советского союза М.Г.Гареева
02 мая 2016 село Кушнаренково примет у себя II этап VIII Спартакиады учащихся РБ по велоспорту среди юношей и девушек 2001-2004 гг.р.
29 апреля 2016 «А на последок я скажу» - поэтический вечер, посвященный 75 летию поэтессы Беллы Ахмадллиной пройдет в Доме культуры «Йондоз»
25 апреля 2016 в библиотеке №27 состоится «Чернобыльский бумеранг», посвященный к 30-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС
22 апреля 2016 в Ишимбайском Дворце культуры пройдет концерт ансамбля восточного танца «Жемчуг»
20 апреля 2016 Ишимбайский Дворец культуры примет зональный конкурс театральных представлений, посвященный Победе в ВОВ в рамках Года российского кино
19 апреля 2016 Ишимбайский ДК покажет спектакль татарского драмтеатра г.Туймазы
Читайте также
Пример для подражания
Начало мая дарит нам такие замечательные праздники, как Праздник труда, День Победы, Международный день семьи. Но есть в Ишимбае семья, для которой эти праздники играют особую роль
Солдат не умрет, пока память живет
5 мая в библиотеке искусств состоялась презентация книги одного рассказа Геннадия Немчинова «Война Василия Виденеева»
Библионочь-2016
22 апреля в Ишимбае, как и во многих городах России, в рамках ежегодной социально-культурной акции в поддержку чтения прошла «Библионочь-2016»