Якупова Айгуль | 01 декабря 2016
Предупредить трагедию


После громкого случая с подростками из Псковской области, открывшими огонь по полицейским, а после покончившими жизнь самоубийством, тему подросткового суицида не обсуждает разве что ленивый. Мы обратились к психологу Татьяне Портновой, чтобы найти ответы на волнующие многих родителей вопросы и помочь построить грамотные отношения с детьми подросткового возраста.

— Татьяна, расскажите, пожалуйста, о подростковом возрасте. В чем его основные отличия от других периодов жизни человека?
— Подростковый возраст – это время интенсивного, неравномерного развития. В этот период начинаются изменения в интересах и умственной зрелости, на уровне психического развития и самостоятельности детей (острое проявление своего «Я», стремление к познанию, жажда деятельности и т. д.). В каких-то отношениях подросток проявляет себя взрослым, а в других – еще совсем как ребенок. При этом подростковый возраст характеризуется импульсивностью. Зачастую юноши и девушки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот. Подросток стремится быть взрослым и всячески это доказывает. Он протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют от него подчинения, послушания, не считаясь с его желаниями, мнениями и интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе. Из-за постоянных забот, нехватки времени родители порой не замечают, как их дети становятся взрослыми. Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны. Вроде бы еще вчера ребенок был маленьким, нуждался в заботе и опеке, а сегодня он заявляет о том, что взрослый, требует самостоятельности и независимости. Именно поэтому такой возраст еще называют «трудным», «переходным», «кризисным».

— Какие психологические особенности подростков делают этот возраст особенно опасным? Как правильно выстраивать диалог с ребенком-подростком?
— Если говорить о психической организации подростка, то она очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Часто родителям приходится слышать от детей обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны не столько их действительным отношением к ним, сколько ситуативным эмоциональным состоянием. Часто подростки активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. Но отрочество – это еще не то время, когда дети могут совершенно обходиться без родительского контроля, просто родителям нужно поменять соотношение этого контроля. Сами дети, что бы они ни заявляли в момент конфликта, тоже активно нуждаются в помощи взрослых. Отсутствие внимания к своей жизни они считают проявлением безразличия и равнодушия. Поэтому очень важно, чтобы родители помогли подросткам справиться с внутренними конфликтами. Именно от родителей требуется гибкость поведения и реагирования на потребности ребенка.
Общаясь с подростком, придерживайтесь следующих основных принципов:
Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.
Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.
Нельзя подшучивать над ними, высмеивать их чувства. Постарайтесь отнестись к своим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.
Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
Пригласите его (ее) подружку (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком. Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.
Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.
Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!



— Наша основная сегодняшняя задача – выяснить причины появления у подростков желания покончить жизнь самоубийством.  Что вы можете об этом сказать?
— Суицидальное поведение у детей и подростков зачастую вызвано сложной мотивацией и включает:
Депрессивное состояние, эмоциональные, поведенческие и социальные проблемы, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами. Расстройство настроения и тревожное состояние, побеги из дома, чувство безнадежности также увеличивают риск совершения попыток самоубийства.
Крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы и иные жизненные стресс-факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией.
Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией.
У подростков такие факторы, как психические заболевания в семье наряду с нездоровыми семейными отношениями, пренебрежение и жестокое обращение, отсутствие любви и заботы в детстве, могут потенциально увеличить риск суицида.
В совершенных самоубийствах молодежи можно отметить более высокий процент психиатрических заболеваний в семье, недостаток поддержки семьи, суицидальные идеи или суицидальное поведение в прошлом, проблемы с соблюдением дисциплины или с правоохранительными органами.
Суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых.
Дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично.


— Какие сигналы в поведении ребенка говорят о том, что родителям стоит «начать бить тревогу»?
Родителям стоит начать беспокоиться, если:
Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя, или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

Опасные ситуации, на которые также надо обратить особое внимание:
Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
Отвержение сверстниками, травля (в том числе в социальных сетях).
Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).


— Что делать, если родители заметили перечисленные выше изменения в поведении ребенка?
— Если родители заметили хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему ребёнку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно. Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному! Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его. Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или отдаленное будущее, или текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий. Говорите с ребенком на серьезные темы: Что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне, например, в интернете, где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с возникающими трудностями. Дайте понять ребенку, что опыт поражения так же важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
Если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком, очень важно вовремя обратиться к компетентному специалисту. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком и предотвратить трагические ситуации.
Календарь событий
30 мая 2016 ИСДЮШОР по шашкам проведет командное первенство района по шашкам среди предприятий, организаций, учебных заведений
29 мая 2016 по улицам Ишимбая пройдёт открытый массовый велопробег от пл. Ленина до лыжной базы. Начало в 10:00
27 мая 2016 пройдет «Зарница - 2016» среди учебных заведений
23 мая 2016 в ГБУЗ РБ Ишимбайская ЦРБ будут организованы и проведены Дни открытых дверей в амбулаторно-поликлинических учреждениях, участковых больницах, врачебных амбулаториях, ФАПах
21 мая 2016 на стадионе «Нефтяник» пройдёт Первенство муниципального района по лёгкой атлетике среди команд предприятий, организаций, сельских советов, учебных заведений. Начало в 11.00
20 мая 2016 на стадионе «Нефтяник» состоится летний фестиваль «Папа, мама и я – спортивная семья». Начало в 18.00
13 мая 2016 состоится первенство Ишимбайского района по шашкам среди мальчиков и девочек не старше 2008г.р. «Кубок надежды»
06 мая 2016 пройдет легкоатлетическая эстафета по улицам города среди предприятий, организаций, сельских советов, учебных заведений, посвященная празднованию 71-ой годовщины со Дня Победы в ВОВ
Читайте также
В Ишимбае появится новая стела?
В прошлом году городу Ишимбаю присвоили почётное международное звание «Город Трудовой Доблести и Славы». В городах, удостоенных такого звания, предполагается установка стелы. Мы постарались узнать, появится ли она и в Ишимбае
Город, который мы потеряли. «ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ»
В память о недавно ушедшем из жизни журналисте Рамиле Кагирове мы продолжаем публикацию глав из его серии очерков об Ишимбае «Город, который мы потеряли»
Город, который мы потеряли. «Зеленая зона»
В память о недавно ушедшем из жизни журналисте Рамиле Кагирове мы продолжаем публикацию глав из его серии очерков об Ишимбае «Город, который мы потеряли»