Скульптурная группа «Наука и жизнь» уже более полувека украшает главную линию Ишимбая — проспект Ленина. Это одно из немногих сооружений в городе, посвящённых покорителям космоса, наряду с памятником Ю.А. Гагарину и бюстом В.М. Комарова. В последние годы облик «Науки и жизни» оставлял желать лучшего, и, наконец, ситуация изменилась в пользу композиции: в преддверии Дня города памятник вновь обрёл первозданный вид.
«Наука и жизнь» — детище 60-х годов прошлого века. Памятник планировали открыть ещё в начале 1964 года, но его установка по каким-то причинам затянулась на целый год. Только следующей весной на заседании Ишимбайского горсовета депутатов трудящихся, когда в очередной раз готовились мероприятия по работе парков и скверов, власти вновь остановились на вопросе установки памятника. «5. Обязать нач. РСУ тов. Уразбаева … по заказу НПЗ к 1 мая 1965 года установить скульптуру „Наука“ на ул. Октябрьской. 12. Обязать директора ИНПЗ тов. Идиатуллина: а) дать заказ РСУ на установку скульптуры „Наука“ на ул. Октябрьской», — говорилось в протоколе горсовета от 8 апреля 1965 года.
Скульптурная группа, состоящая из трёх человеческих фигур, удачно вписалась в облик города. Шлем скафандра, рабочий инструмент, искусственный спутник Земли, символизирующий покорение космоса, пятиугольник с гербом СССР — пожалуй, наиболее запоминающиеся детали композиции. Фасадную часть постамента украсил фрагмент земного шара с параллелями и меридианами, а на боковых сторонах изобразили ракету «Восток» и московский монумент «Покорителям космоса». Стоит отметить, что буквально через пару месяцев место «дисклокации» памятника получило новое имя — проспект Ленина, да и само сооружение стало называться иначе — «Наука и жизнь».
Простояв на своём посту не одно десятилетие, памятник утратил изначальный вид и пришёл в неприглядное состояние. Появились трещины, «тонны» слоёв краски упростили его. Спутник, лишившись антенн, стал напоминать едва ли не бильярдный шар, а вместо изображения нашей планеты на постаменте появились солнечные лучи… В середине 2000-х местные чиновники и вовсе хотели демонтировать памятник с этого места, но переписывать историю всё же не стали.
Нынешние власти давно планировали восстановить «Науку и жизнь» и в этом году более внимательно отнеслись к этой проблеме. По инициативе администрации г. Ишимбая сооружению решили вернуть изначальный вид. Как сообщил глава администрации С.А. Никитин, реставрация скульптурной группы была заложена в план мероприятий по случаю празднования Дня города. Восстановлением памятника занимались ишимбайский художник Рафаэль Кадыров, скульптор Ильнур Ильясов и штукатур Флюра Галимова. К сожалению, исторических фотографий скульптурной группы сохранилось немного, но изображения из книг «Ишимбай» и «Чудесный клад» 1968 и 1985 годов издания помогли наиболее точно воссоздать её изначальный образ. Приятно, что власти и реставраторы прислушались к мнению о восстановлении фрагмента земного шара, который вновь появился на постаменте.
Вот такой сюрприз получили ишимбайцы ко Дню города. Не правда ли, здорово, когда к нашей истории и культуре относятся с уважением? Будем надеяться, что «Наука и жизнь» простоит ещё не один десяток лет, а другие памятники обретут должное внимание, ведь это неотъемлемая часть облика Ишимбая.
Рафаэль Рашитович Кадыров
директор Ишимбайской картинной галереи, член Союза художников России:
— Трёхфигурная скульптурная композиция «Наука и жизнь», отлитая в бетоне (мраморная крошка и белый цемент), представляет собой яркий образец монументальной скульптуры в стиле социалистического реализма. С неотъемлемой символикой эпохи — надпись «СССР» на шлеме космонавта и изображение серпа и молота на пятиконечной пластине у основания памятника, а также узнаваемые контуры космических ракет (рельефы на постаменте памятника — всё это было скрыто под толстым слоем штукатурки и покраски). На начало реставрации памятник представлял собой густо окрашенные бронзовой пудрой фигуры с развалившимися лицами и сколотыми пальцами рук. В ходе реставрации после удаления материалов предыдущих реставраций, поздних наслоений и изготовления утраченных деталей удалось восстановить лица, пальцы рук в материале (бетон — мраморная крошка) с последующей тонировкой доделок (все сохранившиеся фрагменты лица: глаза, губы, нос — были использованы в работе над портретами). В настоящее время облик памятника приближен к первичному образу, а именно цвет скульптурной композиции — светло-бежевый под мраморную крошку — и постамент терракотового оттенка с рельефами.
Дмитрий Никулочкин.
Фото автора.
Фото автора.