Котан - Ботан | 18 января 2016
Великий миф Надежды Подшиваловой


Мне чрезвычайно повезло, что на моём пути встретилась такая замечательная и удивительная женщина, художник наивного искусства Надежда Николаевна Подшивалова. Первая наша встреча состоялась в городе Стерлитамаке на 11 выставке Ассоциации художников Юга Башкортостана, где она представила свои незатейливые живописные полотна «Ночной город» и «Дедушка рядышком с бабушкой», которые вызвали во мне неподдельное восхищение и умиление. Сразу как-то привлекла эта немолодая уже женщина своей духовной открытостью и щедростью и какой-то почти мистической религиозной смиренностью.
Впервые с её творчеством познакомились ишимбайцы в 2005 году. В картинной галерее города прошла её первая выставка под названием «Мир надежды», которая получила широкое признание у горожан. В этом городе она родилась и выросла, здесь она брала уроки мастерства у известных живописцев республики Камиля Губаевича Губайдуллина и Ивана Михайловича Павлова, которые и благословили её на дальнейшее творчество. Потом художница провела персональные выставки в Салавате и Стерлитамаке, а финальным аккордом её выставочной деятельности стала персональная выставка в Уфе. Сегодня уже можно подвести итоги её десятилетней творческой деятельности. Вообще для художника, как и для другого творческого человека, подведение итогов своей многолетней работы крайне важно. Порой зрелым и сильным мужчинам, крайне заинтересованным в реализации собственных идей, не всегда удаётся показать людям своё видение мира и наполнить обыденные, казалось бы, события, происходящие в нашей жизни, особым смыслом и содержанием. А Надежде Николаевне, этой хрупкой, маленькой женщине, удалось не только реализовать себя как личность, но и показать пример настойчивости и целеустремлённости по пути к выбранной цели.
Попробуем проанализировать это, на первый взгляд, наивное искусство, которое сравнивают с детским непосредственным творчеством. В её живописных произведениях поражает многое. И цветовые красочные натюрморты, насыщенные пылающим пожаром аквамарина, и незатейливые композиции в таких работах, как «Дедушка рядышком с бабушкой», «Прозрачная речка с рыбаком» и «Выходной день в деревне в послевоенные годы», и икона «Владимирская Божья матерь», и её стержневые работы  «Праздник Троица», «Первая лампочка в деревне», «На зернотоке», и натюрморт «Хлеб всему голова» показывают нам художника зрелого, мыслящего, самобытного, который выбрал для себя нелёгкую тернистую дорогу в жизни. Живописное полотно «Первая лампочка в деревне», ставшее почти культовой работой, наполнено дыханием ушедшей от нас эпохи, когда мы были наивными и непосредственными, как дети. Несмотря на то, что отцы и деды наши были участниками жестокой битвы с фашизмом и не раз смотрели смерти в лицо, но они не очерствели душой  от военного лихолетья и сумели дать нам добрый и оптимистичный взгляд на жизнь. И в этой красочной работе с жизнеутверждающим смыслом Надежда Николаевна сумела подняться до эпического события и показать происходящие перемены в жизни советского человека. Тогда всё было впервые. И первый советский спутник, и первый полёт Гагарина в космос, и первый радиоприёмник, и первый телевизор, и первый тепловоз.
В начале 90-х годов была популярна статья А.И. Солженицина «Как нам обустроить Россию». В ней писатель рассуждал о будущей России. А Надежда Подшивалова, простая русская женщина из не известной никому глубинки, сумела увидеть и показать в живописном произведении благоустроенную Россию в те далёкие годы. Она великолепно и мастерски схватила это действо, происходящее в её детские годы, и с какой-то виртуозной лёгкостью сумела передать его нам. В своём произведении она сумела подняться до эпического повествования о современной русской жизни, русской деревне, русской культуре. И несмотря на событие полувековой давности, мы видим на полотне не поселение с развалившимися и скособоченными домами, а цветущее село с красивыми светлыми избами, крытыми железом, с деревянными палисадниками и резными наличниками. И этот лёгкий праздничный танец парней и девушек в центре деревни вокруг столба с лампочкой - как олицетворение новой светлой жизни, как апофеоз всего этого действа, как апофеоз жизни.
И светлая мажорная работа «Праздник Троицы», перекликающаяся с рублёвской «Троицей», с необычайной силой вновь напоминает нам о нашей культуре, о наших традициях, о нашей вере. В советское время не было религии, но традиции остались в ежедневном бытии народной жизни, народной души. В детстве я не понимал значение праздника светлой Троицы, да, наверное, и Надежда Николаевна воспринимала этот праздник лишь как народное гуляние, посвящённое наступлению лета, когда можно было после весенних напряжённых будней стряхнуть трудовую тяжесть и дать волю чувствам. Да, живописный язык художницы можно назвать наивным, примитивным, но от этого живописные полотна не лишаются очарования своей глубинной основы, особого смысла. Только два живописных полотна, только две художественные работы - а сколько в них живой мысли, чувств и переживаний! И совсем нет намёка на примитив, на наивность: всё наполнено живой мыслью, живыми чувствами и глубоким смыслом. Да, конечно, в её живописи нет классической перспективы, классического рисунка, нет утончённого колорита, но есть стихия народной жизни, стихия полёта, стихия непосредственного восприятия.


Праздник Троица, 2008 год

Прекрасны композиции с цветами и натюрморты «Хлеб всему голова», «Фрукты с вазой», «Стряпня». Виртуозно написана работа «Цветы в расписной вазе». Несмотря на то, что Надежда Николаевна училась и росла в Ишимбае, многие свои живописные произведения она посвятила родной деревне Кузюрке, что находилась в 45 километрах от города. И в ранние детские годы она часто с родителями навещала бабушку с дедушкой. Маленькая деревня Кузюрка стала местом нравственного и духовного становления художницы, и картина «Беда миновала» посвящена поездке на родину родителей. В своих небольших красочных работах Надежда Николаевна сумела подняться до такого обобщения народной жизни, что её полотна можно обозначить как обобщение народной жизни всей России. Живописные полотна «Первая лампочка в деревне»  и «Праздник Троица» стали тем великим мифом, что вынашивала русская душа многие столетия. И мне кажется, что Надежда Николаевна, не обладая профессиональным образованием, намеренно взяла стиль наивного искусства, чтобы найти своё лицо среди известных художников Башкортостана.
Особое место в творчестве Подшиваловой занимает космос, космическая тема. Когда был осуществлён полёт Юрия Гагарина в космос, ей было шестнадцать лет, и народное ликование и те чувства, которые она испытала, на всю жизнь остались в её памяти как рубеж жизни не только всей страны, но и её собственной. Над космической темой она работала долго и настойчиво. И, конечно, первый портрет космонавта был посвящён Юрию Алексеевичу Гагарину. Потом она написала портреты Германа Титова, Николаева, Леонова, Джанибекова и портрет первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. Над её портретом она работала сосредоточенно и вдохновенно - не всё получалось так, как хотелось. Наконец, дорогие черты начали вырисовываться из-под карандаша Надежды. Над серией портретов космонавтов она работала не менее двух лет. И, наконец,  завершила космическую тему триптихом, состоящим из полотен «Сотворение земли», «Другая галактика» и «Космический дождь».  Картина «Сотворение земли»  рождалась тяжело, надрывно, как и полагается при космических катаклизмах. А вот работы «Космический дождь» и «Другая галактика» она написала в несколько сеансов. И ещё одно полотно вызывало уважение у каждого, кто посетил выставку Надежды Николаевны, посвящённую Дню космонавтики, которая состоялась в историко-краеведческом музее Ишимбая 5 апреля 1914 года. Это полотно называется  «Горизонты сотрудничества». Конечно, ей пришлось использовать иллюстрации из книг и журналов, прочитать немало книг по космонавтике и аэронавтике, а её настольной книгой стала книга американского учёного Фридмана «Космические галактики».
Особая тема в творчестве Надежды Николаевны - это иконы, которым она отдала  немало своей любви и вдохновения. Особенно мне понравилась её икона «Владимирская Божья Матерь». Я много раз видел эту икону в городе Лангепасе на выставках из собрания Ханты-Мансийского фонда «Наследие» и собрания фонда икон Новгородского музея. И скажу честно, икона, которую написала Надежда Николаевна, отличается каким-то изысканным цветовым решением: как будто она излучает небесный свет, который занимает всё наше духовное пространство своей кротостью и милосердием.
Несмотря на разнообразие жанров, созданных художницей, все её произведения едины по тональности и настрою.  Чувствуется в них удивительная любовь к людям, ко всему живому в этом мире. И эта оптимистичность, восторженность и светлый взгляд на мир являются той нравственной и духовной силой, которая очищает и исцеляет наши сердца.
//Николай Тумаев,
искусствовед Ассоциации художников Юга Башкортостана. 
Календарь событий
19 февраля 2016 состоится концерт народного артиста Башкортостана и Татарстана Айдара Галимова
14 февраля 2016 на территории Лыжной базы стартует Зимняя Спартакиада трудящихся в рамках массовых стартов «Лыжня России-2016» среди предприятий, организаций, учреждений, сельских советов. Начало в 10:30
13 февраля 2016 в спортивном зале Двореца спорта и Лыжной базы состоится Первенство Ишимбайского района по полиатлону (зимнее троеборье). Начало в 10:00
12 февраля 2016 Новоаптиковский СДК проведет конкурсно-игровую программу для детей “Мое маленькое сердечко –для моего большого друга”
12 февраля 2016 ИДК представит мероприятие МБУ ОО «Учитель года»
12 февраля 2016 МБУ ИИКМ проведет мероприятие, посвященное 105- летию Сырова Харлампия Павловича, кавалера ордена Ленина, главного геолога треста «Ишимбайнефть»
11 февраля 2016 Васильевский СДК проведет беседу по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения “ На краю пропасти”
10 февраля 2016 В ИДК состоится торжественное мероприятие, посвященное Открытию Года Российского кино
09 февраля 2016 в МАУ ИДК пройдет концерт Илсии Бадретдиновой
Читайте также
Помощь животным – это важно
В Ишимбае все большее внимание общественности привлекает проблема бездомных животных, и это не может не радовать
И станет мир прекрасней
В библиотеке искусств состоялось открытие выставки кукол Эльвиры Хусаиновой под названием «И станет мир прекрасней»
Любят ишимбайцы игры, танцы... и блины!
Нет, такого праздника в России, который проходил бы так же бурно и весело, как Масленица. Вот и минувшее воскресенье ишимбайцам запомнилось песнями, плясками, хороводами, конкурсами и, конечно же, вкусными блинами