Котан - Ботан | 17 ноября 2015
Творчество не знает границ
О том, что культурные связи между Башкортостаном и Татарстаном сильны, известно давно и многим. Это касается не только республиканских столиц - в духовном взаимообмене принимает участие и маленький Ишимбай, причем делает это даже активнее Уфы, Стерлитамака и Салавата. Регулярно художники нашего города представляют свои достижения соседям, а те не медлят с ответными визитами: ценители прекрасного наверняка помнят экспонировавшуюся у нас в мае персональную выставку жителя Елабуги Рабиса Саляхова. Ну а чуть позже наши мастера кисти стали участниками сразу двух крупных культурных событий в соседнем Татарстане.

ПО СЛЕДАМ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ
Рафаэль Кадыров принял участие в ежегодном международном симпозиуме современного искусства, организованном Министерством культуры РФ, Министерством культуры РТ, Елабужским музеем-заповедником и международной организацией «Тюрксой». Стоит отметить, что на это престижное мероприятие приглашаются художники, снискавшие истинное признание у коллег и зрителей. Рафаэль Рашитович стал участником форума уже в седьмой раз подряд. По условиям этого своеобразного конкурса все созданные на нем произведения остаются в Елабуге. Авторы полностью свободны от бытовых проблем во время проживания (а это около 10 дней), организаторы обеспечивают участников питанием и жильем.  Это позволяет мастерам полностью сосредоточиться на создании своих произведений. В наше время данные симпозиумы, пожалуй, являются отличной альтернативой «творческим дачам» советской эпохи, на  которых члены Союза художников по нескольку недель могли творить, не заботясь о хлебе насущном: им оплачивалось питание и проживание. Сегодня, в условиях рыночной экономики, эти «дачи» уходят в прошлое. Ну а по причине остаточного принципа финансирования культуры для таких маленьких городов, как Елабуга, пополнить фонды музея работами признанных мастеров, наверное, возможно, лишь организовывая подобные мероприятия. Быть может, властям наших провинциальных городов стоит поподробнее изучить опыт соседей и взять его на заметку?
Участниками форума стали 35 живописцев, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства из России, ближнего зарубежья, а также из Китая, Японии, Турции, Ирландии.  Ежегодно члены жюри определяют тему, в соответствии с которой гости выполняют свои работы, в этот раз предметом изучения стал «Великий шелковый путь». Организаторы симпозиума продумывают культурную программу, включающую в себя и лекции по истории, ведь иностранным гостям или молодым художникам некоторые темы, касающиеся прошлого, могут быть малоизвестны. По словам Рафаэля Рашитовича, огромное впечатление на них произвела экскурсия по Елабужскому государственному музею-заповеднику - уникальному собранию исторических, архитектурных и художественных памятников, а также путешествие в древний город Булгар. Некоторые художники провели  мастер-классы и познакомили коллег с секретами своего мастерства. Затем участникам было предоставлено  время для создания произведений. Закончился симпозиум большой выставкой работ, выполненных участниками. Наш земляк представил свою работу «Ночной караван».



- Открытие новых торговых путей способствовало ассимиляции народов, поэтому Великий шелковый путь – это не просто дорога, по которой торговцы кочевали от одного города к другому, это взаимопроникновение различных культур. Я изобразил мужской и женский профили, склоненные друг к другу. В своем единении они возвышаются над миром, над землей, по которой бесконечной вереницей идут навьюченные товарами обозы, люди, лошади. Мне хотелось передать при помощи цвета, символов, некоторых живописных приемов неповторимый колорит, загадочность  и красоту Востока, а также максимально раскрыть данную тему,  - рассказал Рафаэль Кадыров.
Все участники форума также смогли образно «пройтись» по следам древних кочевников:  кусочки тканей, сотканные каждым из них на станке, были объединены в один длинный ковер-дорожку, символизирующий Великий шелковый путь.
По традиции в завершении форума определяются его лидеры, но поскольку нынешний симпозиум был юбилейным, десятым по счету, то решено было обойтись без призовых мест. Таким образом, победителями стали все, кто смог поучаствовать в интересном проекте. Еще бы, ведь, по словам Рафаэля Рашитовича, эта возможность живого общения, обмена опытом стоит гораздо дороже наград, так как позволяет узнать что-то новое и зарядиться вдохновением на многие месяцы вперед.

«МЕДНЫЙ ВСАДНИК» ПОДАРИЛ ВСТРЕЧУ С ЮНОСТЬЮ
Ишимбайский график, член Союза художников РФ Геннадий Немчинов принял участие в международной биеннале печатной графики «Медный всадник», состоявшейся в Музее современного искусства Казани.
Художники, несомненно, обладают интуицией или даже даром предвидения. Иначе как объяснить, что Геннадий Немчинов еще три года назад решил создать серию графических листов, посвященных жертвам сталинских репрессий. В специально заведенную  папку он начал собирать все, что касалось данной темы: переложенные на эскизные листы рисунки-впечатления от прочитанных произведений В. Шаламова, А. Солженицына, О. Мандельштама, зарисовки элементов гулаговского бытия (вышек, колючей проволоки, лагерной утвари). Почему эта тема вдруг заинтересовала художника? Потому что все мы родом из страны, которая на протяжении долгих лет являлась одним большим ГУЛАГом. Пожалуй, не было в СССР семьи, которую так или иначе не коснулись репрессии, гонения, преследования: если не сидели сами, то в числе заключенных оказывались родственники или друзья. И поэтому, по словам Геннадия Петровича, эта тема находит  отклик в сердце каждого, кто считает себя причастным к истории нашей многострадальной Родины. Человек, имеющий четкую гражданскую позицию, выступающий против насилия и несправедливости, не может не выразить своего отношения к страшным урокам истории вне зависимости от профессии. Разве что художнику сделать это проще, ведь у него в руках ключи к людским сердцам - владение языком чувств.
Но кроме увлекшей в последние годы темы, у Геннадия Петровича была мечта побывать в городе своей студенческой юности, Казани, ведь он много лет назад окончил Казанское художественное училище. Поэтому, когда художник узнал о биеннале, посвященной Году литературы в России, решил довести до логического завершения свою идею: по мотивам произведений В. Шаламова создать цикл офортов и отправить их на конкурс.
- Все сошлось в одной точке: я набрал достаточное для работы количество материала,  подошло время проведения выставки в городе, который я вспоминаю с огромной теплотой, ведь я в нем провел свою молодость. Да и тема была связана с литературой, то есть я смог выполнить работу, опираясь на хорошо изученные мною, волновавшие меня литературные произведения, - делится впечатлениями Геннадий Петрович. – Если бы я раньше сделал эти офорты, возможно, они бы получились не такими звучными, цельными. Всему свое время, и мне кажется, я еще три года назад знал, что поеду в родную Казань, обязательно пройду отбор на выставку и встречусь с друзьями, которых не видел 44 года! Некоторых я даже не сразу узнал, и радует, что они не свернули с выбранного пути.  Многие из них стали признанными мастерами искусства.
Третья по счету биеннале (выставка, проводимая один раз в два года) печатной графики «Медный всадник» в Татарстане проводится по инициативе Поволжского отделения Российской академии художеств, Министерства культуры РТ, Государственного музея изобразительных искусств РТ, Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск», Союза художников РТ, неформального объединения «Графком» РТ. Свое название она унаследовала от группы сильных графиков «Медный всадник», творивших в 30-х годах прошлого века в Казани. По условиям конкурса каждый художник мог представить не более трех работ. Геннадий Немчинов сделал серию из пяти листов под названием «По мотивам «Колымских рассказов» В. Шаламова», и поэтому два из них были выставлены вне рамок конкурса в выставочном зале музея «Свияжск», расположенного на месте бывшего политического лагеря.



- Первый из листов серии, представленной на биеннале, называется «Реквием». Я очень внимательно изучал позы собак в моменты их яростного нападения на человека и сделал множество набросков на эту тему. Надзирателя же захотелось изобразить похожим на огромную глыбу, непробиваемую и совершенно глухую к человеческой боли. Оба  эти существа – нелюди, которые возвышаются над толпой безвинно осужденных, убиенных, - рассказал художник.
Как признается Геннадий Петрович, строки из стихотворения О. Мандельштама: «Миллионы убитых задешево проложили свой путь в пустоте….» - послужили отправной точкой и прошли лейтмотивом через всю серию. Во втором листе полиптиха «Спаси и сохрани» он изобразил человека, распятого, уничтоженного и морально, и физически. Что делали с людьми, посмевшими иметь свою точку зрения? Давили, распинали, издевались, глумились, стремясь убить, вытравить в них дух свободомыслия.  Над распятым светит солнце, но это солнце сплетено из колючей проволоки… В третьей работе «Путь в пустоте» «миллионы убитых задешево» плывут бесконечным потоком в небе, но на самом деле – в пустоте. Поскольку после того, что творилось здесь, с нами, еще совсем недавно, очень долгое время  в наших душах будет пустота, а в сердцах  – страх. Эта боль еще будет жить в нас на генетическом уровне, в клетках, в памяти, и невозможно не отозваться на нее хотя бы однажды, что художник и сделал.
И еще одно совпадение, которое тоже в данной истории трудно назвать случайным: выставка проходила в октябре, а в предпоследний день этого месяца вся страна вспоминает о жертвах политических репрессий. Тема, выбранная Геннадием Немчиновым, оказалась созвучной этой дате. По условиям выставки работы-участники остаются в фондах музея, экспонировавшего их. Но, по словам художника, дарить их ему было ничуть не жалко: он благодарен Судьбе за возможность творческого самовыражения и за теплую встречу с друзьями студенческой юности. Он словно отдал дань уважения городу, своим педагогам, открывшим ему путь в любимую профессию.
Стоит добавить, что Геннадий Петрович представил в Казани не только Ишимбай, но и республику, поскольку из многих признанных столичных графиков и мастеров из соседних городов в этой выставке принял участие лишь Р. Миннибаев. А показать свое творчество было кому – в биеннале приняли участие графики из Италии, Индии, Мексики, Германии, Македонии, Армении, Украины, Латвии, Белоруссии, США, Швеции. Конечно же, и у них было чему поучиться, и, по признанию художника, он смог открыть для себя немало нового, переняв опыт коллег из других стран.  
//Марина Новикова
фото из архивов художников.
Календарь событий
19 февраля 2016 состоится концерт народного артиста Башкортостана и Татарстана Айдара Галимова
14 февраля 2016 на территории Лыжной базы стартует Зимняя Спартакиада трудящихся в рамках массовых стартов «Лыжня России-2016» среди предприятий, организаций, учреждений, сельских советов. Начало в 10:30
13 февраля 2016 в спортивном зале Двореца спорта и Лыжной базы состоится Первенство Ишимбайского района по полиатлону (зимнее троеборье). Начало в 10:00
12 февраля 2016 Новоаптиковский СДК проведет конкурсно-игровую программу для детей “Мое маленькое сердечко –для моего большого друга”
12 февраля 2016 ИДК представит мероприятие МБУ ОО «Учитель года»
12 февраля 2016 МБУ ИИКМ проведет мероприятие, посвященное 105- летию Сырова Харлампия Павловича, кавалера ордена Ленина, главного геолога треста «Ишимбайнефть»
11 февраля 2016 Васильевский СДК проведет беседу по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения “ На краю пропасти”
10 февраля 2016 В ИДК состоится торжественное мероприятие, посвященное Открытию Года Российского кино
09 февраля 2016 в МАУ ИДК пройдет концерт Илсии Бадретдиновой
Читайте также
Помощь животным – это важно
В Ишимбае все большее внимание общественности привлекает проблема бездомных животных, и это не может не радовать
И станет мир прекрасней
В библиотеке искусств состоялось открытие выставки кукол Эльвиры Хусаиновой под названием «И станет мир прекрасней»
Любят ишимбайцы игры, танцы... и блины!
Нет, такого праздника в России, который проходил бы так же бурно и весело, как Масленица. Вот и минувшее воскресенье ишимбайцам запомнилось песнями, плясками, хороводами, конкурсами и, конечно же, вкусными блинами