Молодая художница Дарья Данилина, чья персональная выставка открылась в Ишимбайской картинной галерее, переехала к нам из Уфы вслед за мужем. Ее супруг Дим Губайдуллин, сын известного графика Камиля Губайдуллина, известен ишимбайцам как соавтор проектов реконструкции и создания памятников Ю. Гагарину, З. Валиди и А. Блохину. В качестве основной деятельности он выбрал, как и именитый отец, печатную графику. Приняв решение обосноваться в Ишимбае, супруги пополнили немногочисленные ряды молодых художников нашего города. Несмотря на возраст - 28 лет - Дарья Данилина уже успела получить признание коллег по цеху: в 2011 году она была принята в объединение молодых художников и искусствоведов при Региональном отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкортостан, а с 2015 года она является членом Союза художников РФ. Активно выставляться Дарья начала в 2008 году, организуя персональные экспозиции, участвуя в республиканских, региональных и международных выставках.
На суд ишимбайского зрителя художница представила около 30 живописных работ. Многие из них посвящены родной Уфе и Санкт-Петербургу, в котором она любит бывать. Их образы, уютные и добрые, она старается передать через какие-то, на первый взгляд, незначительные составляющие городского пейзажа: отражения в стеклах или даже луж. А еще она смотрит на зрителя глазами окон старинных домов, относящихся уже к архитектурному наследию. Сколько тайн хранят окна с любовно выписанными кирпичными окладами! Что происходило там, за ними, сто лет назад, и с какими мыслями и чувствами они сегодня взирают на нас, спешащих мимо и не слышащих их мудрого повествования?
Картины Дарьи Данилиной – это работы-размышления. Она смело использует в одной композиции несколько жанров – портрет, пейзаж, натюрморт, умело компонуя все части в единое целое. Имея за плечами серьезное академическое образование (Уфимское училище искусств и Уфимскую академию искусств), она не боится экспериментировать со стилями: где-то есть вольная трактовка классики, где-то - плакатный стиль. В результате такого смешения ей удается добиться главного – эмоционального воздействия на зрителя: от работ веет юностью, свежестью восприятия. Творческие эксперименты, в которых художница зачастую действует по наитию, помогают ей вовлекать зрителя в процесс собственных размышлений о себе, о своей роли в этом мире. Например, в работе «Идентификация» спешащая современная девушка в куртке-косухе, джинсах и с развевающимся шарфом клуба «Зенит» на шее несет в руках неожиданно контрастирующую с ее образом плоскую, словно вырезанную из картона фигуру женщины из прошлого столетия. Вместо лица на этом макете – прорезь, и его можно примерить на себя, что художница и делает, бывая в Санкт-Петербурге. По словам самой Дарьи, северная столица – город, привлекающий ее своим обликом, словно застывшим во времени. Архитектурные памятники, коих в городе великое множество, напоминают о событиях и жителях прошлых столетий, и кажется, что их дух витает где-то среди старинных улочек. Контрастом им становятся современные люди, здания, машины, и именно данное несоответствие ощущений волнует художницу: она пытается протянуть в прошлое ниточку и увязать в своем восприятии образы разных эпох. Как признается Дарья, тема связи времен – одна из главных в ее творчестве, она пытается раскрыть ее во многих своих работах. Например, старинные фотоаппараты, хранящиеся в мастерской, вещи, одежда как бы оживают на полотнах и ведут тихий диалог друг с другом и зрителем, пытаясь рассказать о событиях прошлого, которому были свидетелями.
Несколько картин Данилина посвятила известным людям – И. Бродскому, Ю. Гагарину. «Я хотела отдать дань уважения этим великим личностям», - говорит художница.
В триптихе «Сон» она вновь пытается проникнуть во внутренний мир человека. Спящие супруги изображены на разных полотнах, а между ними – композиция, изображающая камень, омываемый водой. Мягкость и нежность женщины передана при помощи линий фигуры, фактуры шелковой ткани. Жесткость мужчины ощущается в его позе, суровом выражении лица даже во время сна, в черных ломаных полосах махрового халата. Они - противоположности, создающие единое целое. Вода, такая мягкая, ласковая, точит крепкий камень, постепенно, шаг за шагом формируя из него определенную форму. Ну а он способен сдержать ее порывы в стремлении нарушить границы, и раздельное их существование невозможно.
Живопись Данилиной позволит зрителю поразмышлять о многом, и совершенно ясно, что равнодушной не оставит никого.
//Марина Новикова
Фото сайта artageless.com
Фото сайта artageless.com