Так называется персональная фотовыставка известного в Ишимбае художника - миниатюриста и акварелиста Нажметдина Хусаинова, экспозиция которой выставляется в библиотеке искусств города.
Надо отметить, что живописцы редко обращаются к этому виду творчества в силу особых пристрастий художников к изобразительному искусству. Скорее всего, фотоискусство среди художников культивируется как исключение из правил. Поэтому особо хочется сказать о творчестве Хусаинова, которое является именно тем талантливым исключением, привлекающим к себе внимание многих ценителей искусств. В руках художника фотография приобрела новое качество - качество особого художественного инструмента, способного открывать новые грани бытия, новые грани окружающего мира и той творческой среды, в которой живёт и работает мастер.
При первом взгляде на экспозицию сразу выделяешь тематические акценты, сделанные художником. Это, прежде всего, фотографии живой природы в соприкосновении с человеком, где автор с головой окунается в буйство красок и форм жизни в насыщенно-сочном цвете, который помогает передать цифровая фотография, фокусируя и акцентируя наиболее полюбившиеся ему уголки природы, облекая их в эстетическую форму, наделяя их социальной значимостью и ценностью. «Дикая малина» - так называется первый портрет фотохудожника. С фотографии на нас смотрит уже немолодая, но сохранившая былую красоту восточная женщина, держащая в руках благоухающий куст спелой дикой малины. Нажметдин Бадретдинович прекрасно знает западноевропейскую живопись. И, конечно, в своих произведениях он пытается отразить свои эстетические пристрастия, незримо присутствующие в его фотоработах. Невольно возникают ассоциации с рембрандтовской Флорой, которая олицетворяет красоту европейской женщины. Глядя на эту фотографию, невольно сравниваешь красоту женщины и красоту природы и приходишь к выводу, что обе они прекрасны. В этом и заключается неоценимый труд автора, пытающегося передать эту мысль зрителю.
Интересна композиционно и по смыслу фотография «Арбузное дерево», где автор с юмором изображает мальчика, срывающего сладкий плод уже не с земли, а с дерева, что придаёт фотографии особую пикантность и необычность. Нажметдин Хусаинов очень тонко и проникновенно чувствует и любит окружающую его природу, открывая и нам под проницательным взглядом художника неизвестные моменты из жизни животных и птиц (работы «Давай поиграем», «Пчела на цветке», «Бабочка», « Портрет ужа» и фотография нежного и доверчивого котёнка, который с любопытством смотрит на нас, вызывая ответное чувство любви и доверия). По-настоящему живописны портреты коллег-художников Рафаэля Кадырова, Фаниля Шаймухаметова, Александра Коробицына, Валерия Ширкина, Виктора Бивняева и Юрия Варюхина. Надо отметить, что Нажметдин Бадретдинович снимает портреты не в уютной фотостудии, а на выставках, встречах, презентациях, где трудно срежиссировать сцену, построить композицию, поставить свет. Всё рождается спонтанно и требует профессионального мастерства, умения быстро улавливать главное и отделять его от второстепенного, выделять основные стержневые моменты в портрете. В его фотоработах чувствуется истинная заинтересованность к творческим людям, его друзьям-художникам, которых он наделяет высокой духовной энергией, творческим потенциалом и жизнелюбием. Они - разные художники в жизни: со своими привычками, со своими недостатками и достоинствами, разные они и в фотоработах Хусаинова. Целеустремлённый и настойчивый, весь устремлённый к духовному, Рафэль Кадыров предстаёт на портрете как мыслитель, как человек, созидающий новые формы бытия, новые формы существования. Портрет Фаниля Шаймухаметова открывает нам человека земного, доброго, отзывчивого и вместе с тем неустанно стремящегося к своей цели - отобразить во всей полноте жизнь и быт своего народа. Исмагил Газизуллин - духовный странник, который путешествует во времени и пространстве, пытаясь заглянуть в самые потаённые уголки нашего сознания и извлечь из них новые формы искусства, новые формы духовного самосовершенствования. И, конечно, прекрасны фотопортреты Александра Коробицына, наполненные суровой жизненной силой рабочего человека с открытым честным взглядом на жизнь. Большое впечатление производит портрет Валерия Ширкина, можно сказать, портрет русского былинного героя, с колоритной внешностью, убелённого сединами и умеющего ценить жизнь во всех её проявлениях.
Нельзя обойти вниманием и жанровые фотоработы, на которых люди, живущие рядом, мыслят и беседуют, обретая новые качества, позволяющие по-новому оценить их поступки и чувства, открываясь нам с неизвестной доселе стороны. Интересна одна из них - «На бульваре», где запечатлен художник Виктор Бивняев рядом со своей огромной живописной работой на городском празднике, символизируя тем самым продвижение эстетического воспитания в массы, которое обретает реальные черты в жизни. И, конечно, нельзя обойти стороной жанровую фотоработу, на которой автор поймал в кадр спор двух художников - Юрия Варюхина и Александра Коробицына, вечный спор между модернистом и реалистом. Все фотоработы художника: портреты, жанровые и пейзажные фотографии - выполнены светописью умело и с тонким психологическим проникновением в происходящее, выполнены профессионально и с юмором и любовью, подкреплены комментариями в поэтической форме и производят огромное впечатление. Даже в поэзии у Нажметдина Бадретдиновича чувствуется высокий эстетический вкус и подражание восточной поэзии, в частности, Омар Хайяму. «Здравствуй, миг прошедший!» - фотовыставка, которая в полной мере отражает желание фотохудожника запечатлеть прекрасные мгновения жизни, красоту природы и взаимоотношений людей. И надо отметить, что это удалось.
//Николай Тумаев
искусствовед ассоциации
художников Юга Башкортостана.
искусствовед ассоциации
художников Юга Башкортостана.