По традиции, накануне праздника мы взяли интервью у достойного и талантливого представителя своей профессии, учителя средней общеобразовательной школы №19 Бики Альмухаметовой. Для тех, кто не знал, - именно 19 школа по итогам проведенного мониторинга Министерства образования Республики Башкортостан на протяжении уже трех лет входит в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ по математике. И таким достойным результатам школа во многом обязана Бике Ибрагимовне, вот уже четвертый десяток лет успешно обучающей школьников азам «королевы наук».
Еще до встречи с Бикой Альмухаметовой автору этих строк довелось пообщаться с ее коллегами и непосредственным начальством — директором школы №19 Натальей Русаковой, которые отзывались о ней исключительно с положительной стороны. Причем в рассказах каждого из этих людей неизменно звучали такие слова, как «скромная», «строгая», «очень ответственная», «принципиальная». Встретившись с самой героиней нашей сегодняшней статьи, стало понятно — отзывы о ней оказались более чем правдивыми. Весь ее образ выдает в ней человека строгого и скромного, не привыкшего говорить о своих заслугах. Бика Альмухаметова работает не «за себя», а «за школу», «за результат». А за внешней неприступностью и строгостью учителя скрывается очень доброе, ранимое и любящее сердце.
— Бика Ибрагимовна, Вы с детства хотели стать учителем?
— Можно сказать и так. Родилась я в рабочей семье, и профессии родителей никак не связаны с преподаванием. Но придя однажды в школу, в первый класс, перешагнув порог учебного кабинета и увидев своего первого учителя - такую внимательную, доброжелательную и чуткую по отношению ко всем детям, я поняла, что моя судьба предопределена и я непременно стану учителем. Так и случилось. Окончив школу, я поступила в Башкирский государственный университет на математический факультет. Во время прохождения практики правильность выбора профессии детской мечты подтвердилась: преподавание мне давалось легко, а работа с детьми приносила огромную радость. Учителем я работаю с 1984 года и ни разу не пожалела о когда-то сделанном выборе.
— Что значит для Вас быть учителем? Был ли в Вашей жизни человек, которого Вы считаете своим главным учителем?
— Быть учителем — значит быть примером для учащихся и их родителей. Кроме того, учитель должен быть не просто наставником для учеников, но также постараться стать для них другом. Самый главный учитель в моей жизни — это мой первый сельский учитель, о котором я говорила ранее: встреча с ней определила мой дальнейший жизненный путь, и я ей за это несказанно благодарна.
— Какие из своих профессиональных достижений Вы считаете самыми значимыми?
— Самое значимое профессиональное достижение — это то, что мои выпускники успешно проходят конкурс в ведущие вузы страны, среди которых вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Оренбурга и Челябинска. Следуя моему примеру, некоторые из вчерашних школьников поступают на математические факультеты и довольно хорошо справляются с учебой. А дисциплина, порядок, строгость, взаимоуважение, которым я стараюсь научить на своих уроках, помогают ребятам в их дальнейшем жизненном пути.
— Есть ли у Вас свои секреты профессионального мастерства?
— Я придерживаюсь мнения, что ученик — это не слушатель урока, а субъект процесса обучения. В этом, наверное, и есть весь мой секрет.
— А почему Вам так нравится работа учителя?
— Главный плюс и преимущество моей профессии в том, что все те знания, что я приобрела в вузе и моей практической деятельности, весь опыт, все, к чему я стремилась и чему училась на протяжении своей жизни, — все это я имею возможность передать детям. Учитель, как и любой другой специалист, - либо ты есть, и в душе ты учитель, либо тебя нет… Видимо, во мне он есть, потому что никогда у меня не возникало желания изменить своей профессии.
— Какими качествами нужно обладать, чтобы заниматься таким важным ремеслом?
— В первую очередь, нужно любить детей, уметь строить отношения и с ними, и с их родителями, а также необходимо иметь большое трудолюбие и бешеную работоспособность.
— Каким должен быть учитель, мы поняли. А теперь интересно было бы узнать, каков облик современного ученика в Вашем представлении?
— Дети не становятся другими. Они все те же дети, какой, например, была и я в юности. Просто сейчас дети немного другие в том плане, что более «продвинутые». На дворе, как-никак, уже двадцать первый век! Поэтому современного ученика надо готовить к работе с современной техникой. Да и учебники для нынешних детей стали профильного обучения.
— Ощущаете ли Вы, что отношение родителей к учителям как-то поменялось?
— Мне кажется, уважение к хорошему педагогу, учителю всегда останется, несмотря ни на что. Но наша современность диктует такую тенденцию, что большинство родителей настраивают детей на получение непременно высшего образования. И соответственно требования ко мне как к учителю сильно возрастают. Но от работы только одного учителя мало что зависит - для успешного обучения требуются колоссальные усилия и непрерывное сотрудничество всех трех сторон: учащихся, родителей и учителя.
— И напоследок, что бы Вы хотели пожелать своим коллегам в День учителя?
— Хотелось бы пожелать, как бы это банально ни прозвучало, в первую очередь крепкого здоровья, благополучия, душевных сил. А молодым специалистам — добиться и воплотить в реальность все то, что было задумано, расти, добиваться новых высот в работе и самосовершенствоваться.