Грешнякова Татьяна | 00 0000
«Cамое главное – чтобы ребенку было куда подлезть, было на что залезть, было с чего скатиться»
Возведения ледовых городков ребятня да и взрослые начинают ожидать еще с самого начала зимы, когда на дворе запуржит-заснежит, приударит морозцем, и сонному городу под белой пеленой остается лишь грезить о будущих ярких огнях, пышной елке и уличных студеных забавах. Вдалеке от пышных столичных гуляний провинция по привычке и достатку мастерит новогодний праздник своими руками – снежные крепости, лабиринты, горки и, конечно же, застывшие в прозрачной неподвижности ледяные скульптуры.



Геннадий Петрович Немчинов, известный ишимбайский художник-график, фотограф, да к тому же еще и великолепный рассказчик, ледяных дел мастером подвизается уже лет сорок. И кому, как не ему, есть что поведать об истории самого любимого горожанами зимнего «парка развлечений» и о том, как создается ежегодный подарок землякам руками местных умельцев. Итак, слово мастеру:

—Строительство первого ледяного городка с моим участием пришлось на 71-ый год – тогда, в связи с открытием в Ишимбае художественной школы, нас, преподавателей, обязали возводить городок. Тогда, на площади Первооткрывателей, всё делалось из снега, а изо льда, помнится, строился только хребет огромной горы – Дракона: он светился, и снег со льдом обогащали и дополняли друг друга. Мы, молодые художники, кипели творческими идеями, поэтому проблем с эскизами не было, рисовалось всё моментально. Что касается самой технологии постройки, то снег – материал сыпучий, поэтому его забивали в металлические короба – полтора на полтора, высотой в три метра, туда прыгал рабочий и там чуть ли не тонул, трамбуя снег. Когда короб весь заполнялся, он стоял так несколько дней, чтобы снег слежался. Маленькие короба тоже забивались снегом – для постройки небольших фигур. Стенка была метров семь с половиной в длину, высотой два метра, на которой писался наступающий год... Тогда нас тоже напрягали с покраской фигур, и я придумал такой выход: проходил краской только по контуру деталей и чуть размывал ее, чтобы цвет плавно переходил в снег, становясь воздушным.
А еще привозились готовые крашеные фигуры из гипса: тройки, медведи, другие персонажи. Горки были снеговые, огромные… Вокруг городка всегда было ледовое ограждение, внутри которого горели лампочки – эта традиция сохранилась еще с елки моего детства. Одно из самых ярких детских воспоминаний, как один старичок – для меня он тогда казался старичком – на парапете вокруг елки мастерил изо льда маленькие фигурки. И так он их ловко вытачивал, что я стоял завороженный, замерзший, и никак не мог уйти: настолько мне было интересно, как же он умеет так делать белочек, зайчиков, всех этих крохотных зверушек…

—Теперь, наверное, детишки с таким же замиранием смотрят, как работаете Вы… А Ваши самые любимые фигуры за все эти годы - какие?
—Я все время «был» на Снегурочке. И так всегда увлекался работой, что талию ей делал очень тонкую. И чуть только теплело – моя снежная красавица начинала падать, преломляясь посредине. Приходилось мокрым снегом спину ей укреплять. Вообще, конечно, эти две фигуры – Деда Мороза и Снегурочки – всегда остаются самыми главными персонажами елки.  Лучшего Деда Мороза, которого помню, делал наш художник Виктор Бивняев. Дед Мороз у него всегда получался монументальным – большим и добрым. Он не вырисовывал какие-то мелкие детали - щеки, глаза, а брал мокрый снег и размашисто налепливал нос, опускал брови, сняв рукавицу, пальцами формировал бороду, и издалека Дед Мороз смотрелся как настоящий заросший снегом великан. А Снегурочка по сравнению с ним – тоненькая, гуттаперчевая, словно девочка на шаре. Вот на этом контрасте мы и строили две эти фигуры…
Что касается самой постройки фигур, то если в других городах используют чистый лед, то у нас - лед со снежной прослойкой, наполовину непрозрачный. Снег проливается водой, слой на слой укладывается, и, как пирог, «выпекается» будущая фигура. Она по-своему тоже интересно смотрится - полосками из снега и льда. Правда, если раньше мы делали фигуры объемными, то теперь они плоские, вертикальные, что порой мешает «читаемости» фигур.

—За долгие годы ледового творчества Вы, Геннадий Петрович, наверняка лучше всех изучили вкусы и предпочтения ишимбайцев в оформлении городков. Какая она – наша городская елка?
—Да уж, есть у нашей постройки свои особенности, связанные с поведением народа. На нашей елке ведь нет ни охраны, ни видеокамер, как в других городах. Поэтому если сделать фигуру слишком тонкой или на тонких ножках, то она и до открытия елки не доживет, ее свалят. Для меня в работе самое важное – чтобы у фигуры не было выступающих частей, которые обязательно сломают, и чтобы она была хорошо укреплена, а значит, безопасна. Ну и самое главное – чтобы ребенку было куда подлезть, было на что залезть, было с чего скатиться. Это же все делается для детей. Иногда, когда еще только работаю, подходит мама с ребенком, и он спрашивает у нее: «А кто это?» «Не знаю», - теряется мама, а малыш тут же отвечает: «Это рыба!» И всё, для меня мнение взрослых уже не важно, раз ребенок сразу угадал незаконченную фигуру. «Ну, - думаю, - молодец! Я теперь сделаю тебе такую рыбу, чтобы ты и на хвосте сидел, и на гребешок к ней залез, и в глаз заглянул, а твой друг – с другой стороны: «Ты меня видишь?» Все для того делается, чтобы запомнилась ребятишкам елка на всю жизнь!

—Но жизнь-то не стоит на месте. Вот смотришь безумно красивые кадры встречи Нового года и Рождества в иных местах и думаешь, что нам такая красота даже не снилась. А Вам изменить в облике родной елки что-то хотелось бы?
—Вот елку нашу лишили металлических горок, сделав доброе дело – отправили горки по району, принесли радость сельским детям, а взамен ведь ничего не дали, решили обойтись одними фигурами. И вот стоят тридцать фигур, а ситуацию не спасают: днем их не видно, а вечером без подсветки они тем более не видны. Мерцают высоко гирлянды, источников света больше нет, и фигуры стоят темными мрачными изваяниями. Подсветка нужна обязательно: представьте, изумрудный, розовый, голубой свет с разных сторон ложился бы не только на фигуры, но и на снег, на людей, смешивался, преломлялся. Был бы карнавал, Новый год, с запахом и цветом Нового года!
Елку вообще надо сдавать пораньше, где-то за неделю до Нового года, потому что настрой, предчувствие, предощущение праздника гораздо интереснее и нужнее людям! А у нас такого вот счастливого ожидания не случается, к сожалению...
Да и после праздников можно было бы оставить и горки, и фигуры на площади – пусть бы стояли до конца зимы, кому они мешают, а ребятишкам только в радость! Когда от тепла лед подтаивает, скульптуры еще лучше делаются – линии оплавляются, и они становятся гладкими, как фарфоровые статуэтки. Один год фигуры не ломали, а развозили по детским садам, где для них начиналась вторая жизнь… А так – остается любоваться этим недолговечным искусством только считанные дни в году.
Календарь событий
13 мая 2016 состоится первенство Ишимбайского района по шашкам среди мальчиков и девочек не старше 2008г.р. «Кубок надежды»
06 мая 2016 пройдет легкоатлетическая эстафета по улицам города среди предприятий, организаций, сельских советов, учебных заведений, посвященная празднованию 71-ой годовщины со Дня Победы в ВОВ
04 мая 2016 в Уфе начнется XXXVII Всероссийский традиционный Мемориал по боксу, освященный памяти Дважды героя Советского союза М.Г.Гареева
02 мая 2016 село Кушнаренково примет у себя II этап VIII Спартакиады учащихся РБ по велоспорту среди юношей и девушек 2001-2004 гг.р.
29 апреля 2016 «А на последок я скажу» - поэтический вечер, посвященный 75 летию поэтессы Беллы Ахмадллиной пройдет в Доме культуры «Йондоз»
25 апреля 2016 в библиотеке №27 состоится «Чернобыльский бумеранг», посвященный к 30-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС
22 апреля 2016 в Ишимбайском Дворце культуры пройдет концерт ансамбля восточного танца «Жемчуг»
20 апреля 2016 Ишимбайский Дворец культуры примет зональный конкурс театральных представлений, посвященный Победе в ВОВ в рамках Года российского кино
19 апреля 2016 Ишимбайский ДК покажет спектакль татарского драмтеатра г.Туймазы