интервью

Учителю важно быть психологом, понимать, что человек хочет услышать, не заставлять

Шаяхметова Ильмира 00 0000 интревью
Быть учителем – значит искренне любить детей. А 20 лет преподавать – это любить детей, несмотря ни на что, и уметь развивать у них любовь к предмету.
Анна Юрьевна Селивёрстова ведёт уроки русского языка и литературы с 22 лет, сначала в школе №10, сейчас в лицее №12. В её глазах по-прежнему горит живой огонёк, как у людей, увлечённых своим делом. Учитель высшей категории, она ведёт также открытые семинары для других педагогов по методике работы, инновационным технологиям обучения. В лицее эта обаятельная женщина является учителем старших классов. Я попала на один из её уроков. Анна Юрьевна свой урок строит на диалоге: «Как вы думаете, почему…?», «Представьте себя на месте героя, что у него на душе?» Девятиклассники живо откликаются и делятся своим мнением. В ходе урока - показ видео на проекторе: монолог Гамлета, которого сыграл Владимир Высоцкий.



– У вас всегда уроки проходят так интересно?
– Проекторы есть в каждом кабинете лицея, пользуемся ими лет пять. А вообще любые необычные формы урока помогают заинтересовать детей, – улыбается Анна Юрьевна. – Недавно у нас был урок-суд в 10 классе по пьесе Островского «Гроза», ученики, выступая в образе героев пьесы, искали виновного в смерти главной героини Катерины. За один урок не успели разобраться, так ребята на переменке активно обсуждали суд, девочка, исполнявшая Бориса, даже сказала, что чувствует себя виновной, настолько вжилась в роль. А как-то мои семиклассники участвовали в городском проекте «Литературный бал», причём досталось задание показать сцену из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Они были самыми младшими участниками, но заняли третье место.

– Театр – прекрасный способ изучать литературу. А как ещё Вы развиваете любовь к чтению?
– Учителю важно быть психологом, понимать, что человек хочет услышать, не заставлять. Я говорю: «Читай то, что нравится. Любишь детективы – читай их». Он потом сам придёт к классической  литературе. Недавно встретила своего выпускника, студента нефтяного вуза. Он признался, что сейчас постоянно читает художественную литературу для расширения кругозора, что помогает ему участвовать во многих всероссийских олимпиадах. На уроке иногда рассказываю о какой-то книге, а ученики просят: «Ой, не рассказывайте, нам потом будет неинтересно читать!» И это самое приятное, что может услышать учитель литературы.

– Анна Юрьевна, сейчас Вы – учитель высшей категории. А как вы решили стать педагогом?
– Чтобы получить категорию, учителя тоже сдают экзамены, проходят онлайн-тестирование. На открытые уроки приходит комиссия. Нужно совершенствоваться: читаю специализированную литературу, смотрю новые методики, набираюсь опыта у коллег. А решение стать учителем пришло из семьи. У нас и тётя, и двоюродные сестры – все учителя русского языка и литературы. Когда тётя приезжала к нам, строгая, деловая, то  рассказывала мне о своей профессии. Мне стало интересно. К тому же я всегда очень любила читать. И сейчас в комнате на всю стену стоит стеллаж с книгами. Мне говорят «может, хватит», но хочется приобретать новые. Наверное, все учителя-словесники, заходя в книжный магазин, не могут уйти без покупки.

– Что считаете своим главным педагогическим достижением?
– Главное достижение для меня – успехи моих учеников, их победы на олимпиадах. И на городских, и на республиканских. Задания бывают сложные, как для студентов филологического вуза. Например, нужно знать старославянский язык. Даю дополнительный материал, дети быстро его осваивают. Результаты по ЕГЭ радуют. В прошлом учебном году многие ученики 11 класса на ЕГЭ по русскому языку набрали 90 с лишним баллов, одна девушка – 98. Потом поступают в крупные вузы. Две выпускницы сейчас обучаются  в университете Чехии.

– Насчёт ЕГЭ: что Вы посоветуете для успешной сдачи этих тестов?
– Больше читать! Именно чтение способствует появлению способности красиво излагать свои мысли. Развивается  орфографическая зоркость: уже автоматически пишешь грамотно. На ЕГЭ если допустишь орфографическую ошибку, балл  недополучишь. В сочинении по требованиям ЕГЭ нужно приводить аргументы из художественных произведений, не читая их, как напишешь работу?

– За 20 лет преподавания какой урок Вам преподнесли ваши ученики?
– Быть открытой. Когда приводишь примеры из жизненного опыта, дети понимают лучше. Они тоже учат жизни, как бы высокопарно это ни звучало. Я с каждым учеником стараюсь доверительно поговорить. Помню первый урок на практике в Салавате для девятиклассников. Мне попался спортивный класс, одна девушка и все остальные парни. Я прямо сказала, что понимаю, им непросто принять нового учителя, и прошу понять, что и мне сложно: первый раз веду урок. И на протяжении месяца практики мы оставались хорошими друзьями. По возможности нужно двигаться в творческом направлении. В лицее проходят разные мероприятия для укрепления взаимоотношений внутри коллектива, с родителями. И конечно, в этой профессии нельзя без любви к детям. В прошлом году на Масленицу для ребят готовила блины. И одна девочка спросила: «Вы нас так любите, что блины нам печёте?» Ну конечно, я их всех люблю!
Анна Юрьевна снова тепло улыбается. Скоро прозвенит звонок, она пойдёт рассказывать увлекательные истории о русских классиках и о правилах русского языка. И хочется верить, что ученики еще не раз будут её радовать своими успехами. Всем бы детям чутких педагогов, и всем бы учителям – терпения, чтобы их ученики стали самыми лучшими.
© 1999–2017 Подметки. Новости Ишимбая. Люди, события, истории.
Использование материалов разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на фото и тексты принадлежат их авторам.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.